Сделано в Татарстане
Ежегодно республика тратит на собственные нужды порядка 50 млрд руб. В последние годы Татарстан работает над тем, чтобы большая их часть была потрачена на закупки товаров у татарстанских производит
Татарстан продвигает собственную продукцию на местном рынке. Цель республики —создать замкнутую экономическую систему— пока не достигнута.
В начале года правительство республики обратилось к торговым сетям, работающим в Татарстане, с призывом «Татарстанские товары— во все гипермаркеты республики». Так как республика аграрная— особый разговор пошел о сельхозпродукции. Разработали проект «О порядке доступа республиканской продукции сельхозпереработки в торговые сети», который, в том числе, отменял бонусы за вхождение в торговые сети для татарстанских предприятий. До того момента сетевые операторы использовали более десяти видов различных бонусов в 3-14% от стоимости поставляемой продукции.
Отдельно Министерство промышленности и торговли РТ поработало и с потребителями. Летом совместно с телерадиокомпанией «Новый век» чиновники провели акцию «Покупай татарстанское!». Реализовали обширную рекламную кампанию с рассказом потребителям об ассортименте выпускаемой в республике продукции. Специально для татарстанских товаропроизводителей разработали скидки на рекламу.
Такое движение в поддержку местной продукции оказалось выгодно не только производителям, но и ритейлерам. Они экономят на доставке, и, кроме того, местные товары часто оказываются более дешевыми, чем импортные. Идею поддержки татарстанских продуктов сразу поддержали пять крупных республиканских сетевых операторов— «Бахетле», «Эдельвейс», «Народный», «Эссен» и «Универсалторг».
Однако до сих пор есть и те, кто не спешит участвовать в поддержке местных товаров. «Некоторые ритейлеры не стали отменять входные бонусы, не упразднили оплату за полочные пространства, ввод новой продукции и прочее»,— отмечает Олег Власов, заместитель министра промышленности и торговли РТ.
Тем не менее, действия по поддержке местных через ритейл приносят свои плоды. По данным Равиля Зарипова, министра промышленности и торговли РТ, доля республиканской продукции в крупных торговых компаниях по итогам 6 месяцев 2009 г. составила в ассортименте 43% (в 2008 г.— 38%), в товарообороте— 54% (в 2008 г.— 46%). Так, в структуре товаров, реализованных ритейлерами в первое полугодие, местные овощи составили 60%, молочные продукты— 85%, яйца— 84%, сливочное масло— 73%. «В наших магазинах доля республиканской продукции в общих продажах хлебобулочных, молочных, мясных продуктов и яиц составляет около 70%»,— отметил Радик Ибрагимов, директор филиала «Приволжский» X5 RETAIL GROUP N.V., (Магазины «Карусель», «Перекресток», «Пятерочка+»).
Ритейлер поддерживает инициативу по продвижению местных товаров: «Наш покупатель лоялен к товару, произведенному на родной земле. Для татарстанских производителей мы создали более мягкие условия работы, кроме того, местная продукция выделена на наших полках специальными маркерами (стопперами)». Но при этом Радик Ибрагимов отмечает, что государство не должно вмешиваться в экономические отношения между поставщиками и производителями: «Функция государства на любом уровне состоит в том, чтобы обеспечить контроль качества и безопасности товаров».
Контролем качества озабочены и чиновники. «Около 45% продукции собственного производства (салаты, пельмени и пр.) не соответствуют предъявляемым требованиям качества. А лабораторный контроль внутри самой производственной компании— скорее исключение, чем правило»,— сказал Виктор Морозов, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан. Выход из ситуации он видит в ужесточении контроля и самими ритейлерами: «Иногда в заключаемых между товаропроизводителями и торговыми сетями договорах показатель «качество товара» отсутствует или вовсе не заключены никакие договоры. В таких условиях тяжело предъявлять какие-то требования по качеству».
Товары по заказу
Особые меры поддержки власти предложили промышленному сектору через государственные заказы. В том числе— электронно-информационную систему ЭТИС. На ее базе ежегодно размещаются порядка 50 млрд бюджетных рублей (примерный ежегодный размер госзаказа РТ). «Главная задача, которая стоит перед нами, это максимальное привлечение республиканских товаропроизводителей к госзаказу и развитие республиканского импортозамещения силами татарстанских товаропроизводителей»,— пояснил Яков Геллер, гендиректор Агентства по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям. По его словам, принцип работы системы заключается в прозрачности ценообразования и самой процедуры сделок. Таким образом, ЭТИС показывает, что производят и что не производят в нашей республике, и почему. Если в результате сделки продукция куплена не у татарстанского производителя, то чиновники анализируют, почему татарстанская продукция неконкурентоспособна. В перспективе ЭТИС станет своеобразным инструментом управления промышленной политикой.
Сами участники местного рынка, претендующие на госзаказ, особых привилегий не чувствуют. «Наш кирпичный завод участвовал в конкурсах на госзаказ и часть объема поставок мы осуществляем. Но могу отметить, что, несмотря на программы поддержки местных производителей, нам пришлось пройти довольно серьезный отбор»,— отметила Лилия Лысенко, заместитель генерального директора ГК «ФОН».
Наряду с торговыми площадками, ориентированными на реализацию государственных закупок, развиваются электронные системы, предлагающие возможность проведения коммерческих торгов. И те и другие площадки в одинаковой степени делают ставку на местных производителей и покупателей. По словам Александра Гурова, генерального директора ООО «МХ1», на электронной площадке ONLINECONTRACT спрос на товары и услуги республиканских компаний с каждым годом возрастает. «Это продиктовано, в первую очередь, минимизацией затрат на доставку необходимой продукции покупателям»,— отметил он. Большой объем закупок проводят крупнейшие предприятия Республики Татарстан— ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «ТАИФ-НК», ООО «КЗССМ», «ООО «ТНГ-Групп», ООО «СМП-Нефтегаз», ФГУП «ПО «Завод имени Серго» и многие другие.
Благодаря растущему спросу на местные товары в ближайшее время торговая площадка ONLINECONTRACT планирует увеличить обороты площадки, как минимум, в полтора раза. Всего только в сентябре 2009 г. в системе было проведено более 400 торгов на закупку товаров и услуг на общую сумму 82 млн руб. Соответственно, в день проходит порядка 20 торгов, а дневной оборот составляет более 4 млн руб.
Стимулом к росту должны быть выгодные условия площадки— купить товар здесь можно по цене дешевле рыночной. «Согласно статистике системы ONLINECONTRACT, средняя экономия бюджета при проведении закупок составляет порядка 15%. Снижение стартовых цен происходит за счет увеличения количества потенциальных поставщиков и усиления конкуренции между ними»,— заметил Александр Гуров.
Экспорт снизился в два раза
Марат Сафиуллин министр экономики РТ.
Чиновники принимают меры по поддержке предприятий-экспортеров.
Если поддержать розничные продажи удалось на волне патриотизма, с экспортом приходится искать другой подход. Пока поиск новых каналов сбыта татарстанской продукции связан с презентацией инвестиционного потенциала.
А с началом кризиса и бывшие покупатели стали снижать объемы закупок. Из-за снижения спроса экспорт татарстанской продукции за первое полугодие 2009 г. сократился в два раза– а 50,5% относительно показателей 2008 г. (на $984,4 млн). По этой причине, по словам министра экономики РТ Марата Сафиуллина, многие предприятия вынуждены приостановить или существенно сократить объемы производства.
В качестве решения вопроса чиновники предложили взять на себя часть расходов по продвижению товаров. По словам Марата Сафиуллина, для повышения конкурентоспособности предприятий был разработан государственный бренд «Сделано в Татарстане» с использованием национального колора и символики.
Кроме того, правительство поддержало компании-экспортеры и через налоговые льготы. Крупнейшими экспортерами Татарстана традиционно являются ОАО «Татнефть им. В.Д.Шашина», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «Нижнекамскнефтехим» — это предприятия, осуществляющие основные инвестиционные проекты в республике. И на их долю пришелся основной объем льгот. По словам Марата Сафиуллина, доля налоговых льгот на предприятиях нефтехимической отрасли составила 67,9%, нефтедобывающей — 12,9%. В результате в 1 полугодии предприятия воспользовались льготами на 433,6 млн рублей.
Угадали спрос
Товары местных производителей оказались самыми востребованными.
С наступлением финансового кризиса татарстанские продукты оказались в списке самых востребованных. И не только благодаря низким ценам относительно импорта. Но и потому, что Татарстан производит ту группу товаров, спрос на которую кризис подогрел. По словам Валентины Поповой, начальника отдела потребительского рынка Министерства промышленности и торговли РТ, за последний год снизились объемы продажи дорогой группы товаров: кофе, шоколад и прочее. Но покупатели стали больше приобретать молока, куриной и хлебной продукции. А их поставляют в основном местные производители. Наилучшую динамику продаж показали компании «Вамин», «Эдельвейс», «Челны-бройлер», «Пестречинка», «Махеев», «Золотой колос», «Челны-хлеб», «Челны-холод», «ТОН», «КЖК», все хлебзаводы и кондитерский комбинат «Акульчев».
Поддержку местным товарам оказывают и сами ритейлеры. Часто маркетинговые акции, продвигающие местных производителей, проводят «Бахетле», «Перекресток», «Эдельвейс», «Оптовик», «Народный», «Пятерочка». «МЕТРО» регулярно по собственной инициативе устраивает месячники бесплатной рекламы для местных производителей»,— рассказывает Валентина Попова.
Внешняя торговля снизила обороты
Источник: Министерство промышленности и торговли РТ
Ежегодно республика тратит на собственные нужды порядка 50 млрд руб. В последние годы Татарстан работает над тем, чтобы большая их часть была потрачена на закупки товаров у татарстанских производителей.
Президент РТ в своем послании Госсовету РТ на 2009 г. конкретизировал, что необходимо обеспечить приоритет изделиям собственных товаропроизводителей при проведении госзакупок. Продовольственную группу товаров, не участвующую в госзакупках, власти стали продвигать в розницу.
В начале года правительство республики обратилось к торговым сетям, работающим в Татарстане, с призывом «Татарстанские товары— во все гипермаркеты республики». Так как республика аграрная— особый разговор пошел о сельхозпродукции. Разработали проект «О порядке доступа республиканской продукции сельхозпереработки в торговые сети», который, в том числе, отменял бонусы за вхождение в торговые сети для татарстанских предприятий. До того момента сетевые операторы использовали более десяти видов различных бонусов в 3-14% от стоимости поставляемой продукции.
Отдельно Министерство промышленности и торговли РТ поработало и с потребителями. Летом совместно с телерадиокомпанией «Новый век» чиновники провели акцию «Покупай татарстанское!». Реализовали обширную рекламную кампанию с рассказом потребителям об ассортименте выпускаемой в республике продукции. Специально для татарстанских товаропроизводителей разработали скидки на рекламу.
Такое движение в поддержку местной продукции оказалось выгодно не только производителям, но и ритейлерам. Они экономят на доставке, и, кроме того, местные товары часто оказываются более дешевыми, чем импортные. Идею поддержки татарстанских продуктов сразу поддержали пять крупных республиканских сетевых операторов— «Бахетле», «Эдельвейс», «Народный», «Эссен» и «Универсалторг».
Однако до сих пор есть и те, кто не спешит участвовать в поддержке местных товаров. «Некоторые ритейлеры не стали отменять входные бонусы, не упразднили оплату за полочные пространства, ввод новой продукции и прочее»,— отмечает Олег Власов, заместитель министра промышленности и торговли РТ.
Тем не менее, действия по поддержке местных через ритейл приносят свои плоды. По данным Равиля Зарипова, министра промышленности и торговли РТ, доля республиканской продукции в крупных торговых компаниях по итогам 6 месяцев 2009 г. составила в ассортименте 43% (в 2008 г.— 38%), в товарообороте— 54% (в 2008 г.— 46%). Так, в структуре товаров, реализованных ритейлерами в первое полугодие, местные овощи составили 60%, молочные продукты— 85%, яйца— 84%, сливочное масло— 73%. «В наших магазинах доля республиканской продукции в общих продажах хлебобулочных, молочных, мясных продуктов и яиц составляет около 70%»,— отметил Радик Ибрагимов, директор филиала «Приволжский» X5 RETAIL GROUP N.V., (Магазины «Карусель», «Перекресток», «Пятерочка+»).
Ритейлер поддерживает инициативу по продвижению местных товаров: «Наш покупатель лоялен к товару, произведенному на родной земле. Для татарстанских производителей мы создали более мягкие условия работы, кроме того, местная продукция выделена на наших полках специальными маркерами (стопперами)». Но при этом Радик Ибрагимов отмечает, что государство не должно вмешиваться в экономические отношения между поставщиками и производителями: «Функция государства на любом уровне состоит в том, чтобы обеспечить контроль качества и безопасности товаров».
Контролем качества озабочены и чиновники. «Около 45% продукции собственного производства (салаты, пельмени и пр.) не соответствуют предъявляемым требованиям качества. А лабораторный контроль внутри самой производственной компании— скорее исключение, чем правило»,— сказал Виктор Морозов, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Татарстан. Выход из ситуации он видит в ужесточении контроля и самими ритейлерами: «Иногда в заключаемых между товаропроизводителями и торговыми сетями договорах показатель «качество товара» отсутствует или вовсе не заключены никакие договоры. В таких условиях тяжело предъявлять какие-то требования по качеству».
Товары по заказу
Особые меры поддержки власти предложили промышленному сектору через государственные заказы. В том числе— электронно-информационную систему ЭТИС. На ее базе ежегодно размещаются порядка 50 млрд бюджетных рублей (примерный ежегодный размер госзаказа РТ). «Главная задача, которая стоит перед нами, это максимальное привлечение республиканских товаропроизводителей к госзаказу и развитие республиканского импортозамещения силами татарстанских товаропроизводителей»,— пояснил Яков Геллер, гендиректор Агентства по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям. По его словам, принцип работы системы заключается в прозрачности ценообразования и самой процедуры сделок. Таким образом, ЭТИС показывает, что производят и что не производят в нашей республике, и почему. Если в результате сделки продукция куплена не у татарстанского производителя, то чиновники анализируют, почему татарстанская продукция неконкурентоспособна. В перспективе ЭТИС станет своеобразным инструментом управления промышленной политикой.
Сами участники местного рынка, претендующие на госзаказ, особых привилегий не чувствуют. «Наш кирпичный завод участвовал в конкурсах на госзаказ и часть объема поставок мы осуществляем. Но могу отметить, что, несмотря на программы поддержки местных производителей, нам пришлось пройти довольно серьезный отбор»,— отметила Лилия Лысенко, заместитель генерального директора ГК «ФОН».
Наряду с торговыми площадками, ориентированными на реализацию государственных закупок, развиваются электронные системы, предлагающие возможность проведения коммерческих торгов. И те и другие площадки в одинаковой степени делают ставку на местных производителей и покупателей. По словам Александра Гурова, генерального директора ООО «МХ1», на электронной площадке ONLINECONTRACT спрос на товары и услуги республиканских компаний с каждым годом возрастает. «Это продиктовано, в первую очередь, минимизацией затрат на доставку необходимой продукции покупателям»,— отметил он. Большой объем закупок проводят крупнейшие предприятия Республики Татарстан— ОАО «Казаньоргсинтез», ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «ТАИФ-НК», ООО «КЗССМ», «ООО «ТНГ-Групп», ООО «СМП-Нефтегаз», ФГУП «ПО «Завод имени Серго» и многие другие.
Благодаря растущему спросу на местные товары в ближайшее время торговая площадка ONLINECONTRACT планирует увеличить обороты площадки, как минимум, в полтора раза. Всего только в сентябре 2009 г. в системе было проведено более 400 торгов на закупку товаров и услуг на общую сумму 82 млн руб. Соответственно, в день проходит порядка 20 торгов, а дневной оборот составляет более 4 млн руб.
Стимулом к росту должны быть выгодные условия площадки— купить товар здесь можно по цене дешевле рыночной. «Согласно статистике системы ONLINECONTRACT, средняя экономия бюджета при проведении закупок составляет порядка 15%. Снижение стартовых цен происходит за счет увеличения количества потенциальных поставщиков и усиления конкуренции между ними»,— заметил Александр Гуров.
Экспорт снизился в два раза
Марат Сафиуллин министр экономики РТ.
Чиновники принимают меры по поддержке предприятий-экспортеров.
Если поддержать розничные продажи удалось на волне патриотизма, с экспортом приходится искать другой подход. Пока поиск новых каналов сбыта татарстанской продукции связан с презентацией инвестиционного потенциала.
А с началом кризиса и бывшие покупатели стали снижать объемы закупок. Из-за снижения спроса экспорт татарстанской продукции за первое полугодие 2009 г. сократился в два раза– а 50,5% относительно показателей 2008 г. (на $984,4 млн). По этой причине, по словам министра экономики РТ Марата Сафиуллина, многие предприятия вынуждены приостановить или существенно сократить объемы производства.
В качестве решения вопроса чиновники предложили взять на себя часть расходов по продвижению товаров. По словам Марата Сафиуллина, для повышения конкурентоспособности предприятий был разработан государственный бренд «Сделано в Татарстане» с использованием национального колора и символики.
Кроме того, правительство поддержало компании-экспортеры и через налоговые льготы. Крупнейшими экспортерами Татарстана традиционно являются ОАО «Татнефть им. В.Д.Шашина», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «Нижнекамскнефтехим» — это предприятия, осуществляющие основные инвестиционные проекты в республике. И на их долю пришелся основной объем льгот. По словам Марата Сафиуллина, доля налоговых льгот на предприятиях нефтехимической отрасли составила 67,9%, нефтедобывающей — 12,9%. В результате в 1 полугодии предприятия воспользовались льготами на 433,6 млн рублей.
Угадали спрос
Товары местных производителей оказались самыми востребованными.
С наступлением финансового кризиса татарстанские продукты оказались в списке самых востребованных. И не только благодаря низким ценам относительно импорта. Но и потому, что Татарстан производит ту группу товаров, спрос на которую кризис подогрел. По словам Валентины Поповой, начальника отдела потребительского рынка Министерства промышленности и торговли РТ, за последний год снизились объемы продажи дорогой группы товаров: кофе, шоколад и прочее. Но покупатели стали больше приобретать молока, куриной и хлебной продукции. А их поставляют в основном местные производители. Наилучшую динамику продаж показали компании «Вамин», «Эдельвейс», «Челны-бройлер», «Пестречинка», «Махеев», «Золотой колос», «Челны-хлеб», «Челны-холод», «ТОН», «КЖК», все хлебзаводы и кондитерский комбинат «Акульчев».
Поддержку местным товарам оказывают и сами ритейлеры. Часто маркетинговые акции, продвигающие местных производителей, проводят «Бахетле», «Перекресток», «Эдельвейс», «Оптовик», «Народный», «Пятерочка». «МЕТРО» регулярно по собственной инициативе устраивает месячники бесплатной рекламы для местных производителей»,— рассказывает Валентина Попова.
Внешняя торговля снизила обороты
$4,3 млрд |
Экспорт РТ по итогам 1 полугодия 2009 г. |
$0,7 млрд |
Импорт в РТ по итогам 1 полугодия 2009 г. |
Источник: Министерство промышленности и торговли РТ