ИССЛЕДОВАНИЕ: Стоит ли открывать фастфуд в Казани?
Жители столицы Татарстана все чаще посещают заведения быстрого питания. Имеет ли смысл вкладываться в сегмент с низкой стартовой стоимостью и быстрой окупаемостью?
Прошлый год доказал, что единственным устойчивым и перспективным направлением заведений общественного питания в Казани стал фастфуд. Именно рестораны, кафе и просто точки быстрого питания показали заметный рост на фоне всеобщего снижения рынка общепита.
Судя по исследованию социологической маркетинговой компании Nielsen, проведенном осенью прошлого года среди тысячи жителей городов-миллионников, россияне стали экономить на походах в кафе, рестораны, бары и пабы. Так итальянские и японские рестораны недосчитались 25% и 27% своих посетителей, кофейни – 53%, а пабы и бары – 21% и 20% соответственно.
Главная причина – рост цен на позиции в меню. Фастфуд на этом фоне показал рост, в первую очередь потому, что изменения ценовой политики если и коснулись этого формата, то в наименьшем масштабе. При этом, по итогам четвертого квартала 2015 года, около 36% респондентов другого исследования компании заявили, что стали экономить на еде на вынос.
Общее увеличение оборота на рынке российского фастфуда в 2015 году составило 3,2%, а число торговых точек выросло на 8,6% (560 единиц). По Казани данные о заведениях фастфуда отсутствуют. В целом, по всему рынку общепита в городе по итогам 2015 года замедлился рост количества заведений.
|
2013 год |
2014 год |
2015 год |
---|---|---|---|
Число объектов общественного питания в Казани |
1 383 |
1 504 |
1 570 |
в том числе: |
|
|
|
рестораны |
173 |
166 |
182 |
кафе |
513 |
516 |
639 |
бары |
277 |
259 |
313 |
столовые |
371 |
478 |
408 |
Рынок общественного питания Казани / Источник: исполком Казани
Как отмечает Галина Шарафутдинова, исполнительный директор Ассоциации рестораторов и отельеров Казани и Татарстана, в Казани рынок фастфуда в среднем вырос на 10-12% за последний год.
"Мы анализировали, что из среднего ценового сегмента клиенты переместились в сегмент фастфуда. Кроме того, заведения быстрого питания сейчас становятся модными и престижными среди молодежи, а именно она составляет большую часть аудитории таких заведений, – объясняет она. – Учитывая, что сегмент местного фастфуда у нас мало развит и только начинает появляться, то, конечно, есть перспектива развития".
Она также отметила, что средний чек всех предприятий общепита довольно сильно упал. Посетители заведений с чеком в 1 200 рублей перешли в заведения, где он 800 рублей, из заведений со среднем чеком в 800 рублей ушли туда, где 500 рублей и так далее. Нишевый сегмент – фастфуд и стритфуд. Там средний чек – 250-350 рублей.
Как прошел 2015-й для участников рынка?
Участники рынка оценивают прошлый год по-разному. Кто-то доволен его итогами, другие считают, что именно тогда на сегменте отразилось снижение доходов населения.
"Фастфуд – это народный формат и если у людей снижаются доходы, мы это тоже чувствуем. 2015 год в целом был не очень благоприятный для всей отрасли, – рассказал сооснователь сети Wok&Go Марат Багаутдинов. – В прошлом году до нас дошел эффект от санкций, роста цен, валютных скачков и снижения покупательской способности и мы зафиксировали значительное снижение темпов роста. Особенно тяжелым периодом стал конец 2015 года, который отметили все без исключения участники рынка".
На формате «Кофе с собой» кризис отразился в меньшей степени. Как заявляет соучредитель Coffee Like Казань Азат Назмеев, сложности в компании ощутили лишь в начале этого года.
"За счет актуальности нашего формата, качества предлагаемой продукции и слаженной командной работы нашей сети прошлый год для нас был успешным. Начало этого года запомнилось повышением цен (на все товары) и отсутствием некоторых позиций на прилавках", – рассказал он.
Фото: Вечерняя Казань
Сооснователь сети национального фастфуда «Тубетей» Руслан Гильмутдинов поделился, что, в отличие от других заведений такого формата, его компания на фоне классически тяжелых для общепита января и февраля начала двигаться по направлению франчайзинга. Кроме того, «Тубетей» снизил цены на свое меню и ввел новые блюда, чтобы преодолеть сезонный спад.
Стоит ли вкладываться в фастфуд?
Галина Шарафутдинова, исполнительный директор Ассоциации рестораторов и отельеров Казани уверена, что сейчас слабо занят сегмент с местной национальной едой на вынос. Однако набирают популярность и всевозможные заведения по продаже бургеров и хот-догов.
"Инвестиции и срок окупаемости у фастфуда куда короче. В среднем, если в заведении около 20 посадочных мест, то на открытие необходимо от 1 млн рублей, – рассказывает исполнительный директор. – Перспективное направление – фудтраки. На это нацелен и сам город, который позиционирует себя как современное и туристически привлекательное направление. Раньше юридически не было возможности с фудтракам работать, сейчас же этот вопрос решается".
Сооснователь сети Wok&Go Марат Багаутдинов уверен, что вкладываться в заведения быстрого питания стоит, даже не смотря на спад в 2015 году.
"Фастфуд – это самый недооцененный и ненасыщенный игроками сегмент, – рассказывает он. – Качественных предложений в городе мало. Банально негде купить хороший хот-дог или бургер, уличная торговля едой лежит на уровне плинтуса, мегаполис с населением в почти полтора миллиона человек явно должен иметь больше форматов".
СТОИМОСТЬ ОТКРЫТИЯ
- Киоск формата «Кофе с собой» – от 400 тысяч рублей.
- Фудтрак – от 700 тысяч рублей.
- Ресторан одной из крупной сети быстрого питания («Макдоналдс», «Бургер Кинг», KFC) – от 15-20 млн рублей.
На что обращать внимание
В России заведения быстрого питания существуют в нескольких форматах. Основные из них – уличный (фудтраки, киоски), стационарный (заведения с посадочными местами) и фудкорты (площадки в торговых центрах).
Фудтраки, например, только приходят в столицу Татарстана. Сеть Wok&Go запустила первый в мае прошлого года. В этом году, как отметил Багаутдинов, направление активно развивается. «В прошлом сезоне мы были одни в Казани, а в этом сезоне различных фудтраков будет по городу работать не меньше десяти», – рассказал он.
Фото: TatCenter.ru
DK.ru выяснил у участников рынка - на какие ключевые критерии при открытии заведения с фастфудом стоит обратить внимание.
Один из главных критериев – идея и местоположение. Если первое должно определять нишу заведения и выделять его из ряда других, то местоположение – объективный фактор, который поддается статистическому подсчету. Идеальное место для открытия заведения – с проходимостью от 400-500 человек в час. Также среди критериев бизнесмены отметили профессиональный персонал и высокое качество продукта.
Среди трудностей, с которыми может столкнуться предприниматель, решивший открыть заведение быстрого питания, участники рынка отметили кризисный аспект – рост цен на продукцию и выросшие затраты на открытие новых точек. Кроме этого – высокая арендная плата. «Однако сейчас арендодатели начинают понимать, что предложений по свободным местам становится все больше и больше, значит нужно с ними торговаться, причем называть реальную цену, на которую вы рассчитываете, как правило они идут на встречу», – подметил Азат Назмеев, учредитель Coffee Like Казань.
Марат Багаутдинов вовсе уверен, что сложностей в открытии кафе нет, а успешная работа – результат квалификации бизнесмена.
"Разумеется, могут быть на старте вопросы, к примеру с коммуникациями, но проблемы с ними можно отследить и уже спрогнозировать решение на этапе поиска помещения и подписания договора аренды. Если проглядели что-то, то это проблемы самого предпринимателя, который берет на себя все риски по ведению бизнеса. Открыть кафе сегодня – это крайне легко при наличии средств и желания, сложно в нем заработать после открытия", – поделился мнением он.
По данным Euromonitor International, рынок быстрого питания в России будет показывать рост и в последующие годы. К 2019 году общий объем прибыли таких предприятий должен достигнуть 450 млрд рублей. При этом, если экономическая ситуация останется на том же уровне, то все больше граждан будут предпочитать фастфуд ресторанам.
Регина Хисамова*
* - выполняет функции иностранного агента