Татарстан заработает на большегрузах
Татарстан решил повторить федеральный опыт и обязал грузоперевозчиков возмещать ущерб, причиненный дорожному покрытию. Новшество вводится одновременно с традиционным ограничением движения большегр
Традиционное весеннее ограничение движения большегрузов по дорогам Татарстана будет действовать в этом году до 14 мая. Ограничение касается грузовиков с нагрузкой на оси 4-6 тонн (в зависимости от числа осей) — без специального разрешения им проезд по татарстанским трассам запрещен. Данный запрет не касается некоторых видов грузовых и пассажирских перевозок, в том числе международных, перевозок продуктов питания, лекарственных препаратов, горюче-смазочных материалов, удобрений и др. По словам исполнительного директора Логистической ассоциации РТ Михаила Давыдова, в Татарстане около 50 тыс. грузовых автомобилей попадает под весеннее ограничение, из них лишь небольшой процент — в категории льготников.
Минтранс РТ предпринимает такие меры каждую весну, но в этом сезоне грузоперевозчики впервые останутся без льготного пропуска от предприятий-заказчиков, а платное разрешение стало получить в разы сложнее. В прошлом году большегрузы оплачивали сверхнагрузку посуточно или постоянно на весь период весеннего ограничения. Теперь ФГУ «Волго-Вятскуправтодор», РГУ «Безопасность дорожного движения» не выдадут разрешения без подтверждения перевозчиком оплаты возмещения ущерба дорогам.
Отраслевые ведомства сообщают, что эти меры позволят сохранить дорожное покрытие в условиях повышенной влаги в нормальном состоянии и частично компенсируют затраты на его поддержание. Для контроля над средствами в республике создадут к 2013 г. специализированный дорожный фонд. Однако размер предполагаемых поступлений глава Миндортранса РТ Ленар Сафин оценить затруднился.
Министр транспорта рассказал, во сколько обходится государству ежегодное содержание автодорог, которое власти намерены компенсировать за счет большегрузов. «1 км автодороги вместе с годовым ремонтом обходится бюджету в 4,5 тыс. руб. На 100 км — около 450 тыс. руб. На участки трассы с большим грузопотоком расходы возрастают в разы», — пояснил он.
За нелегальный проезд перевозчика ждет штраф до полумиллиона руб. Водители-нарушители тоже заплатят штрафы до 2,5 тыс. руб. или останутся без прав на срок от 4 до 6 месяцев.
Грузоперевозчиков возмутило нововведение: теперь к немалой компенсации за порчу федеральных автомагистралей присоединились региональные сборы. С 15 апреля стандартный пятиосевой большегруз на 20 тонн должен заплатить за проезд из Нижнекамска в Москву, включая разрешение и компенсацию, 1,1 млн руб. По словам Ленара Сафина, выход из этой ситуации у перевозчиков есть: переходить на другие виды транспорта — на железнодорожный или малотоннажные автомобили. Впрочем, Михаил Давыдов сомневается, что железная дорога способна обслужить все грузоперевозки. «К тому же от предприятия до железнодорожного транспорта тот же 20-тонный груз необходимо довезти, а если его раскидать на 10 машин, это намного повысит цену и так дорогих перевозок», — заключает г-н Давыдов.
Участники рынка логистики и грузоперевозок сравнивают введение компенсации с экономической блокадой и прогнозируют простой автомобилей, а вместе с тем убытки перевозчиков. Как сказал «ДК» директор «Бизнес Авто Трейдинг» Григорий Корнилов, «в Татарстане немало предприятий, чья продукция не попадает под льготы Росавтодора, но мало кто из них готов платить миллион вместо 10 тыс. руб. за доставку груза». Участник Межрегионального союза водителей-профессионалов Екатерина Болотова отметила, что федеральные перевозчики уже привыкли обходить Татарстан стороной. «А если они заезжают в республику, то из-за ограничений водители порой стоят по 2 дня на посту в ожидании смены, которой можно дать взятку», — заявила г-жа Болотова во время видеомоста с Санкт-Петербургом в РИА «Новости».
Алиса Розанова