Татьяна Прокофьева: «Земля на побережье будет только дорожать».
Инвесторы часто проявляют интерес к освоению прибрежных территорий. Как должны делить расходы на приведение берегов в порядок город и бизнес, рассказала главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева.
В последний год в акватории Казанки наблюдается оживление: уже обустроен небольшой участок берега возле нового стадиона «Kazan-Арена», на финишную прямую выходит строительство нового городского Дворца бракосочетаний у Издательства, а под стенами Кремля обустраивается участок левобережной набережной. Но это вынужденная активность: до Универсиады остались считанные дни, и город спешно приводит побережье в порядок.
Инженерная инфраструктура задает проблемы
Большая часть прибрежных территорий имеет сложный ландшафт и прежде чем что-либо здесь строить, необходимо заняться укреплением берегов, говорит Татьяна Прокофьева. Кроме того, в непосредственной близости от берега располагается целая сеть городских коммуникаций, которая создает проблемы.
- Есть ли интерес у инвесторов к береговой линии?
- Да, наконец-то инвесторы стали понимать, какое преимущество дает им фронт воды. И пришло понимание, что это дорогая территория, и она уже никогда не подешевеет. Будет только дорожать. При этом не всегда приход на прибрежную территорию прост. Так сложилось, что берега Волги заняты промышленными предприятиями, песчаными карьерами, складами и т. д. И это участки с самыми красивыми видами. Чтобы привести берега в порядок, нужны очень большие затраты, причем как со стороны города, так и со стороны частных инвесторов.
Сейчас мы активно начали заниматься этим вопросом: по распоряжению президента республики и мэра разрабатываем механизм выноса предприятий с берегов Волги. Для того чтобы предприятие ушло, нужно найти подходящие альтернативные территории - с подъездными путями, инженерной инфраструктурой. На Казанке ситуация немного проще, часть берега используется под жилые застройки. Но есть другие проблемы. Прежде всего – инженерная защита территорий. По генплану заложено строительство дорогостоящих дамб для защиты построек. И эти затраты тоже лягут на плечи инвесторов, которые захотят осваивать береговую линию.
- Какие из участков самые проблемные и затратные для инвесторов?
- Если говорить о левобережье Казанки - это берег в районе улицы Подлужной. Этот участок всегда затапливался: даже на дореволюционных фотографиях можно увидеть весенний разлив. Прошлой весной там было затоплено все, этой весной – частично. В первую очередь потребуется вложиться в инженерную защиту. Хотя на самом деле это изумительное место и потенциально – «золотое дно».
- Какие ограничения по освоению прибрежных земель существуют?
- В градостроительном кодексе РФ содержится требование сохранять 20 м прибрежной полосы под территорию общего пользования. Кроме того, есть требования к освоению берега в зоне видимости Кремля – мы там не можем дать разрешение строить высотки, например. Должна рассматриваться соразмерность этих сооружений с Кремлем.
Набережные - первоочередная задача для освоения
Градостроители и архитекторы не раз выносили на суд общественности проекты для застройки берегов - картинки фантастической красоты. Однако город с разрешениями на строительство не спешил. Ситуация начала меняться лишь в последнее время.
- Перед Универсиадой город активно приводит набережные в порядок. Какие проекты будут в ближайшее время реализованы?
- Сейчас активную застройку ведет ПСО «Казань» - от Ленинской дамбы до НКЦ «Казань». До начала Универсиады этот участок будет завершен. Можно говорить, что этот участок набережной у нас уже появляется. Дальше в планах есть продолжение набережной от НКЦ до моста «Миллениум», в данный момент разрабатывается проект планировки на эту территорию. Тут решаются сразу две задачи: первая – инженерная, закрепление линии берега (ландшафт непростой). Вторая – определение функций прилегающей территории.
- Заявлялись крупные проекты, такие как элитный поселок на намытой земле у моста «Миллениум», «Новая Гривка». Какова их судьба?
- Коттеджный поселок никогда у моста не предполагался, застройщик ПСО «Казань» планировал разместить там малоформатную гостиницу из 8 коттеджей. Проект у нас на рассмотрении, но пока не согласован. Если проект будет реализован, то территория комплекса будет открытой и войдет в состав сформированной правобережной набережной, которая, в свою очередь, протянется от Ленинской дамбы до нового стадиона «Kazan-Арена». За проект «Новая Гривка» инвестор – марийская компания «Одис» борется. Он поставил очень сложную технически задачу. Им предстоит перенос дамбы как инженерного сооружения, что потребует серьезного процесса согласования не на муниципальном уровне.
Когда Волга перестанет быть промзоной
Волжские берега - одно из самых перспективных направлений для инвесторов. Городские власти считают, что в итоге здесь расположится самая урбанизированная среда. Помимо выноса промзоны освоению мешают сложная транспортная инфраструктура этой местности.
- Что происходит сейчас с дорогой от речного порта до Ленинской дамбы, с заявленным проектом ее обустройства?
- В соответствии с генеральным планом Казани здесь подразумевался коридор под размещение Третьего казанского кольца. Чтобы разгрузить территорию и дать возможность расширить трассу, было заложено несколько идей: перенос центрального вокзала в новое здание на Воровского, вынесение основной части железнодорожных путей наверх. Однако на сегодняшний день картина складывается такая: вокзал на Воровского открыт, но предназначен только для транзитного движения. Все пути для поездов прямого назначения остались на старом месте. И объективных причин тому несколько: появился аэроэкспресс, расширился парк поездов, которые выходят только из Казани. Кроме того, многие прилегающие к старому вокзалу территории РЖД нужно сохранять из-за особенностей технологий. Таким образом, от сокращения путей пришлось отказаться. Размещение коридора Третьего кольца здесь пока невозможно, строительство дороги отложено. Но сейчас мы продолжаем разрабатывать проект планировки центра города, соответственно - попытаемся найти место для коридора между дамбой и путями.
- Будет ли перенесен грузовой речной порт из Казани в Свияжский межрегиональный мультимодальный логистический центр?
- Это замечательная идея, потому что поможет решить много проблем – вычистить очень много предприятий с тех волжских территорий, о которых мы говорили выше. Это открыло бы большой потенциал для освободившихся земель. Но активного интереса у бизнесменов к Свияжскому логистическому центру, к сожалению, пока не наблюдается. Хотя, думаю, это дело времени. Там очень перспективный проект, когда он заработает в полную мощность и высокие технологии покажут себя на деле, бизнес туда потянется.