Подписаться
Курс ЦБ на 20.04
93,44
99,57

Трибуна:Бизнес должен отвечать перед своими клиентами!

Осенью прошлого года со скандалом с российского страхового рынка ушла «Генеральная страховая компания». Ее руководство практически сбежало, не выполнив никаких обязательств перед страхователями,

Виталий Федоренков
генеральный директор страховой компании «Ростра», экс-председатель Союза Страховщиков РТ

Социальные обязательства поможет привить жесткий контроль государства

Осенью прошлого года со скандалом с российского страхового рынка ушла «Генеральная страховая компания». Ее руководство практически сбежало, не выполнив никаких обязательств перед страхователями, не передав свои дела и базу клиентов другим участникам рынка, как это предусмотрено законом. Без поддержки остались сотни клиентов. Этот факт свидетельствует о том, что даже крупный бизнес порой не чувствует за собой ответственности за принятые ранее обязательства. Такие случаи подрывают авторитет и остальных игроков рынка.

Необходимые меры
Кризис обнажил слабые стороны российского бизнеса. Сегодня очевидно, что некоторые крупные компании, строящие свое дело на обслуживании населения, не чувствуют социальной ответственности. Значит, ее необходимо развивать. Один из вариантов — ужесточение контроля со стороны государства. В европейских странах давно существуют жесткие меры по надзору за игроками финансовых, строительных и других рынков, работающих со средствами населения. Ежеквартально специальные службы анализируют показатели финансовой отчетности этих фирм. Эффективность бизнеса оценивается чиновниками.
Кроме того, формируется специальный фонд, за счет отчислений самих участников рынка, на случай форс-мажора. То есть, если в Германии обанкротится страховая компания, ее клиенты не понесут убытка, а получат возмещение своих вложений из средств этого фонда.
Российские, и в том числе татарстанские, клиенты пока не защищены таким образом. В России только для страховщиков обязательной «автогражданки» предусмотрено создание специального фонда на случай банкротства страховой компании. Но по остальным продуктам население не получает таких гарантий.
Я убежден, что резервный фонд необходим и для других видов страхования. И существует два способа по его созданию: либо это будет инициатива государства, в рамках мероприятий по усилению контроля за страховым бизнесом, либо сами игроки рынка решат его сформировать. В Европе подобные фонды организуются и по инициативе самих компаний.
Независимо от инициатора финансирование фонда, скорее всего, будет происходить за счет членских взносов самих участников рынка. Фонд будет работать как некоммерческая организация в интересах развития рынка.
Реакция рынка
Полагаю, что на мое предложение у страховщиков и бизнес-сообщества могут возникнуть два вопроса. Первый: не усугубит ли дополнительный контроль со стороны государства ситуацию на рынках в период кризиса. Ведь сегодня многие компании обращаются за помощью к властям и несут убытки по основной деятельности. Я уверен, что те бизнесмены, которые были настроены на долгосрочную работу и правильно планировали стратегию фирмы, не испытывают серьезных проблем сегодня. Основные потери несут те, кто рисковал клиентскими деньгами с целью получения сверхприбыли или допустили растраты. Стабильный бизнес способен пережить не один кризис, российская история это подтверждает. Поэтому ужесточение контроля ведет к укреплению рынка — оно поможет развиваться в правильном направлении, стабильно. А отмена лицензирования и некоторое попустительство со стороны властей к бизнесу в период кризиса, наоборот, расхолаживает игроков и в конечном итоге ведет к денежным потерям их клиентов.
Второй вопрос от коллег может быть таким: если одна из компаний банкротится, а убытки ее клиентов возмещаются из резервного фонда, то почему все игроки должны платить за ошибки одного? Отвечу так: мы в любом случае несем убытки из-за непрофессионализма или халатности отдельных участников рынка. Они дискредитируют услугу страхования как таковую своим поведением. И если клиенты один раз были обмануты страховщиком — то они не скоро решатся доверить другому. А доверие клиентов зарабатывается годами всем рынком.

Ринат Гареев
руководитель казанского филиала НАУФОР
— Бесспорно, участники всех финансовых рынков должны нести социальную ответственность. И создание резервных фондов может стать эффективным инструментом.
Разговоры о создании компенсационного фонда ведутся не только на страховом, но и на фондовом рынке. Национальная Ассоциация участников фондового рынка предложила две модели такого компенсационного фонда для биржевиков. Первая - более предпочтительна, и суть ее заключается в государственной поддержке фонда. Наиболее оперативно сформировать его можно за счет государственного взноса. Впоследствии, разумеется, он должен формироваться за счет отчислений профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих услуги розничным инвесторам.
Другая модель компенсационного фонда опирается исключительно на саморегулируемую организацию. То есть собираются участники рынка и создают фонд изначально собственными взносами.
Для поддержания этого проекта НАУФОР, в свою очередь, предложила перечислять все штрафы, которые взимала бы со своих членов в этот фонд. Также, согласно описанному чиновниками механизму, в сложной ситуации фонд мог бы рассчитывать на поддержку государства.
Без социальной ответственности современный бизнес существовать не может. Выигрывает тот, кто умеет соблюдать интересы как компании, так и каждого своего клиента. Формирование неких гарантий в виде такого резервного фонда можно считать признаком развития рынка. И в конечном итоге это повысит и доверие клиентов к компаниям.

Тимар Газизов
директор казанского филиала «Страховой компании «АМКОполис»
— У страховщиков нет необходимости создавать общий резервный фонд по всем страховым услугам. На рынке налажена процедура ликвидации компаний: как правило, мелкие игроки скупаются более крупными. Интересы клиентов ликвидирующихся страховщиков при этом тщательно соблюдаются. К тому же сами участ­ники рынка и так стараются не допускать ухода клиентов с рынка. Если один из страховщиков сворачивает свою деятельность, обслуживание его клиентов берет на себя другой.
Идея создания резервного фонда уже вступила в силу в рамках ОСАГО. Но, на мой взгляд, этот фонд и прямое возмещение убытков нужно было вводить 6 лет назад, когда вводили программу обязательного страхования автогражданской ответственности водителей. В этом случае компании работали бы эффективнее и более ответственно.

Самое читаемое
  • Крупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнесКрупная сеть бытовой техники закрывает магазины в России и ликвидирует бизнес
  • Авиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит названиеАвиаперевозчик Red Wings уходит. Компания проведет ребрендинг и сменит название
  • Машина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилямиМашина через маркетплейс. Wildberries начинает торговлю автомобилями
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.