Вадим Дробиз: водочный сепаратизм Татарстана дал больше плюсов
Вошло в привычку постоянно упрекать Татарстан в региональном сепаратизме. Прежде всего, в водочном. Но, на мой взгляд, такая политика дала больше плюсов, чем минусов.
Татарстан всегда был закрытым рынком для чужой алкогольной продукции - вследствие того, что республиканские власти сохранили мощнейшее государственное объединение. До недавнего времени в объединении работало 14 заводов, в настоящее время число заводов сократилось в два раза. Капитализм пришел и туда, началась частичная приватизация. Например, Буинский завод продали господину Тарико, правда, он родом из Татарстана, поэтому это такая «патриотическая приватизация».
При этом уникальность республики — в практически полном отсутствии нелегальной водки. И вот это искупает все грехи татарстанского руководства, на мой взгляд. Нет ни одного другого такого региона, где был бы настолько мизерен объем нелегальной водки. Кроме того, та система поддержки качества алкопродукции, которая создана в республике — тоже уникальна, в России другой такой нет. То есть два уникальных момента — однозначно присутствуют.
Был период года три назад, когда эта доля сократилась до 75%. После этого данные закрыли, но, как я понимаю, Татарстан продолжил наращивать эту долю. По моим расчетам, в 2011 г. местная водка занимала не менее 85-87%.
Татарстанская водка не хуже водки раскрученных федеральных и зарубежных брендов. Но вышло так, что она почти нигде никому не нужна. Закрытость местного алкогольного рынка привела к тому, что искусством маркетинга и брендинга в Татарстане не владеют. А народ клюет сегодня на упаковку, этикетку и раскрученную торговую марку. В общем-то, для татарской водки тут нет ничего страшного, поскольку ей полностью предоставлен внутренний рынок.
Конечно, случалось, что в Татарстане компании из других регионов в небольших объемах разливали по контракту водку и увозили ее из республики. Но в 2012 г. республика сделала уникальный шаг. Понимая, что доля акцизов, остающихся в республике, будет расти, и, в то же время, желая избежать упреков в региональном сепаратизме, Татарстан своеобразно «открыл» рынок: местный монополист заключил контракты с крупными производителями федеральных торговых марок. И начался контрактный розлив, который помог, с одной стороны, резко увеличить объем производства (в 1,5 раза), а значит, и резко увеличить объем поступающих акцизов в бюджет Татарстана. С другой стороны, часть контрактной продукции остается в республике. Но руководство республики ведут достаточно хитрую политику: по моим расчетам, по итогам 2012 г. доля привозной водки (которая ввозится в бутилированном виде) — составит не более 10%, доля контрактной водки — тоже не более 10-15%. Поэтому, по итогам 2012 года, все равно татарская водка доминирует, она занимает не менее 70-75% местного рынка.
Так что водочный сепаратизм по России будет развиваться однозначно, поскольку многие регионы оказались вообще без производства крепкого алкоголя в результате реформы последних трех лет. А деньги-то откуда брать в местный бюджет?
Думаю, что Татарстан постарается наращивать контрактное производство, не исключено, что в республику придут и еще какие-то производители, бюджет будет в плюсе. Но в любом случае доля местной водки не опустится ниже 50%. Руководство республики этого не позволит, оно будет жестко держать руку на пульсе и жестко контролировать соотношение привозной и своей водки. Полного открытия рынка водки не произойдет.
Если основываться на интересах республики в целом, то открывать рынок полностью и не нужно. Потому что большой разницы между федеральной и местной водкой нет. Есть только разница между торговыми марками. Чувствует ли себя ущемленным потребитель из-за того, что его заставляют пить татарскую водку? Не знаю. Зато в социально-экономическом плане Татарстан остается одним из ведущих регионов России.
Колонка написана Вадимом Дробизом специально для «ДК»