Вадим Лигай рассказал ДК, как на КВЗ относятся к кризисам
В 90-е годы Казанский вертолетный завод пережил не один кризис, и нового на заводе не опасаются. Но если придет время экономии, то сокращать будут бонус-пакеты топ-менеджмента и накладные расходы.
В 2012 г. КВЗ завершил один из важнейших этапов программы вертолета «Ансат» – получил сертификат на вертолет с гидромеханической системой управления, решение о ее установки позволило ускорить процесс вывода продукта на рынок, говорит гендиректор компании Вадим Лигай. Результат плодотворной работы - увеличение оборота. По итогам 2012 г. компания улучшила свои показатели в рейтинге Сто крупнейших компаний Татарстана.
Прошлый год оказался успешным для многих компаний, а в этом некоторые уже отмечают сигналы о кризисе. Вы разделяете всеобщие опасения о рецессии?
Дело в том, что тяжелая промышленность – достаточно протяженное во времени производство. Циклы подъемов и спадов там длиннее и поддаются влиянию внешнеэкономических факторов в меньшей степени, чем легкая промышленность и основные потребительские индексы. Кризиса мы не ждем. Сегодня производство вертолетов растет, а предприятия холдинга в целом и КВЗ в частности загружены заказами на несколько лет вперед.
Как вы поймете, когда в компании наступает время экономии?
Если портфель заказов расписан вперед на год, а не на три, значит, пора активировать маркетинг и продолжать вкладываться в модернизацию завода и новые технологии. Именно эти мероприятия позволяют экономить заводу значительный объем средств и повышать уровень производительности труда. Экономия для промышленного производства – эффективное использование имеющихся ресурсов.
На кого из команды вы полагаетесь в сложные периоды?
Весь коллектив КВЗ – это слаженная команда, которая помогает всему предприятию развиваться. Со многими из этой команды мы вместе с институтской скамьи. Как в любом деле, ключевую роль в управлении предприятием, как и в бизнесе в целом, играет доверие и репутация. Выстраивая команду, именно таким людям и отдается предпочтение.
Нужно ли сокращать издержки и как это делать? На чем нельзя экономить?
За последние пять лет мы увеличили объем выпуска продукции в четыре раза, сохранив на прежнем уровне среднесписочную численность персонала. Т.е. благодаря программе модернизации и технического перевооружения предприятия производительность труда работника выросла в пять раз. Основной способ сокращения издержек в кризис – уменьшение бонус-пакетов топ-менеджмента предприятия и пересмотр всех накладных расходов.
Для крупного предприятия есть ли возможность находить новые рынки и новых партнеров в периоды рецессии?
КВЗ не обладает возможностью быстро дифференцировать производство – все изменения в отрасли авиастроения проходят десятилетиями. Выход на новые рынки для КВЗ – это, прежде всего, расширение линейки выпускаемой продукции, выпуск новых вертолетов, таких как «Ансат» и Ми-38.
Какой будет КВЗ через десять лет?
Ввиду длинного производственного цикла предприятия, прогноз десятилетия не является столь туманным, как для предприятий с проектами короткого цикла. К 2020 г. планируется полностью завершить модернизацию всех видов производств: механообрабатывающего, заготовительно-штамповочного, гальвано-химического и агрегатно-сборочного, сконцентрировать все производственные мощности завода на одной площадке. Это позволит продолжить наращивать объемы производства. Таким образом, КВЗ будет способствовать достижению глобальных целей холдинга «Вертолеты России»: завоеванию новых рынков сбыта и увеличению доли присутствия холдинга на мировой арене за счет актуальной конкурентоспособной техники.
№21 от 28 октября