Яхт-клубы Казани заявили о необходимости новых стоянок
DK.ru узнал, что изменило появление нового яхт-клуба и почему Казань до сих пор не стала "водной столицей".
Не так давно в Казани открылся крупный яхт-клуб. Строительством и эксплуатацией клуба занимается ООО "Венеция", официальный дилер шведской компании Volvo Penta, которая производит двигатели и силовые установки для прогулочных катеров и яхт. Яхт-клуб расположился в Аракчино, недалеко от того места, где зимой действует ледовая переправа.
Многие предприниматели, купившие катера или яхты, уже столкнулись с целым рядом проблем. Дальние и ближние путешествия осложняет отсутствие оборудованных стоянок, причалов, заправок.
Казалось бы, парадокс - Волга и Казанка - прекрасные места, чтобы отправится на водную прогулку. И рынок сегодня в изобилии предлагает современные малые суда и технику, но береговая инфраструктура и сервис явно отстают от спроса.
"Отдых на воде очень востребован среди казанцев. Мы на рынке только первый год, сложно пока говорить о тенденциях продаж, но пока спада нет. В целом, сам клуб мы открывали, так сказать для себя, под наш сервис и для удобства наших клиентов. Пока рано говорить насколько этот бизнес будет выгодным, и сколько дохода он принесет," - рассказал DK.ru генеральный директор Яхт клуба Венеция Александр Штыров.
По мнению казанских яхтсменов, потребность в яхт-клубах у Казани колоссальная, мест катастрофически не хватает, и они будут быстро распроданы при открытии нового клуба.
В окрестностях столицы на сегодня есть всего лишь два места, где можно поставить яхту, и оба находятся на косе рядом с пляжем "Локомотив". Водная база "Тимерхан", принадлежащая "Ак Барс Холдингу", рассчитана на 200 мест, но постороннему человеку попасть туда невозможно. "Парковка" там открыта только для членов клуба, причем свободных мест на причале давно нет. Ежемесячная стоимость аренды места здесь составляет 350 рублей за каждый погонный метр судна. Свободных мест нет и в соседнем с "Тимерханом" центре парусного спорта и водного туризма, принадлежащем одноименному некоммерческому партнерству. Он также вмещает 200 судов. Так на выручку пришел клуб "Венеция", но оказалось, что аренда мест там не самая демократичная.
Участник казанского Яхт-клуба Андрей Бардин рассказывает, что сейчас в Казани не хватает стоянок демократичного характера.
"В той же "Венеции" стоянка довольно дорогая по сравнению с остальными яхт-клубами. Очень не хватает стоянок именно демократичного характера с доступными ценами. Чаще всего предприниматель, бизнесмен или просто любитель "ходить под парусами" покупает или хочет купить дорогостоящую яхту, но платить много денег за стоянку он уже не готов. Тем более что наши яхт клубы принимают плату круглогодично, и не каждый готов платить круглую сумму, чтобы несколько месяцев иметь возможность отдохнуть на воде", - уточняет Андрей Бардин.
"У нас нет такого, что все места разом раскупили, но клиенты приходят, берут места. Сейчас у нас порядка 12 постоянных клиентов, заключаем еще два договора об аренде. В Казани, можно сказать, бизнес яхт-клубов абсолютно не развит. Те клубы, что есть, не могут предоставить полный спектр услуг для своих клиентов. Мы в свою очередь развиваемся в этом направлении, в ближайшем будущем планируем открыть на территории яхт-клуба заправку", - сообщает г-н Штыров.
В целом, по мнению опытного обывателя Андрея Бардина, это очень не простой бизнес, который требует много усилий.
"Такой бизнес не делается частным образом. Бизнесмен, который захочет начать свой "яхт-бизнес" столкнется с рядом препятствий. В первую очередь это проблемы с землепользованием, здесь водный кодекс гласит о том, что прибрежная линия не продается и даже в аренду взять ее трудно. Здесь нужно подключать государство. Однако и водопользование тоже тяжело оформляется. Нужно пройти множество инстанций, а это очень не просто. Повторюсь, что это не делается частным образом это дело государства. Здесь государство должно создать программу на базе, которой уже и начнут работать частники. Так как работы по обустройству прибрежной зоны очень дорогие и ни одному частнику они не по карману. Но все равно не смотря на сезонность этого бизнеса, он все равно очень востребован сейчас в Казани", - уточняет г-н Бардин.
Действительно, парк водной техники в республике немалый, более 23 тысяч различных судов в частном пользовании. В целом можно сказать, что это довольно сложный бизнес, который требует много усилий, но он однозначно востребован в Казани.
Как подтвердил Андрей Бардин: "Стоянок сейчас очень не хватает, а раз не хватает, то это автоматически снижает спрос на покупку водного транспорта. Вообще водным спортом и занимаются те, кому хватает сил преодолеть все препятствия".
По мнению генерального директора Яхт клуба "Венеция" Александра Штырова: "Сейчас в столице востребованы больше вторичные катера нежели новые. Наравне спрос как на регаты так и на яхты. Больше стали проявлять интерес к парусному виду спорта, если смотреть по спросу, здесь примерно 40% отдают предпочтение парусным судам и 60% катерам. В целом могу сказать, что среди состоятельных господ отдых на воде очень востребован. И такого рода бизнес в Казани, можно сказать, только начинает развиваться".
Справка
По данным ГИМС РТ, сейчас в Татарстане зарегистрировано 788 катеров, 22 904 мотолодки, 175 гидроциклов, 13 парусных яхт и 171 морской прогулочный катер. По экспертным оценкам, не менее половины из них располагается в Казани.