СП Ford Sollers сообщило об оптимизации деятельности «в связи с серьезными изменениями экономической ситуации» в стране. А производители автокомпонентов в уже говорят о существенном падении спроса.
В апреле совместное предприятие Ford Sollers сообщило о том, что «в связи с серьезными изменениями экономической ситуации в России, в частности девальвацией рубля, замедлением потребительской активности на рынке новых автомобилей, а также в ответ на значительное падение спроса на автомобили С-сегмента, предпринимает ряд мер для обеспечения эффективности бизнеса в 2014 г.». С этой целью на всех предприятиях СП Ford Sollers вводится односменный режим работы. Самые серьезные перемены коснутся завода во Всеволожске, где, кроме того, будут объявлены дополнительные дни простоя, что «вынужденно приведёт к необходимости сокращения штатной численности персонала в количестве около 700 работников предприятия».
В Татарстане – на СП Ford Sollers в Елабуге и Набережных Челнах – как заверяют в компании, сокращения штатных сотрудников (которых порядка 3000 человек) не произойдет. Но предприятие откажется от услуг подрядной организации (а это порядка 250 человек).
Кроме того, на заводе в Елабуге будет скорректирован объем выпуска продукции – «в соответствии с рыночным спросом». Также в планах СП существенное снижение расходов на операционную деятельность, как на всех производственных предприятиях, так и в офисах. Действия компании оправданы, считают аналитики, поскольку, в январе-феврале в России продано 5,4 тыс. Форд Фокуса (-41% к аналогичному периоду прошлого года), а в минувшем году реализовано лишь 10,5 тыс. Фордов (-21% соответственно).
Производители автокомплектующих Татарстана бьют тревогу – по их словам, отрасль находится в сложном положении. Председатель совета директоров ГК «КОМ» Василий МАНЬКОВСКИЙ сообщил ДК, что на его предприятии заметно упали объемы из-за отсутствия спроса.
«Не знаем, что и делать. Вероятно, придется вскоре идти на оптимизацию, зарплаты снижать. В 2009 г. мы чуть ли не полгода платили заработную плату по 1000 руб. в неделю, договаривались с людьми, они терпели, налоги не платили, чтобы сохранить хотя бы костяк коллектива. Уволилось 25%, а сократили мы всего 10 человек. В этом году мы подготовились лучше, и такого не будет», - сказал г-н Маньковский.
По его мнению, у нынешнего спада две причины. Первая – отсутствие господдержки отечественной промышленности, которая первая терпит убытки в случае кризиса в стране. Вторая причина – ситуация в связи с Украиной, санкции, введенные другими странами против России, для которой они имеют последствия в связи с ориентацией на импорт.
По мнению директора «Капитан» Сергея ГУСЕВА, падение спроса – это временное и прогнозируемое явление, которое исчерпает себя примерно за три года.
«Экономика была перегрета, и мы ожидали спада. Без этого не обходится каждые 3-5 лет. Конечно, действия автогигантов частично отразятся на средних и малых предприятиях», – сказал ДК Гусев.
Аналитики отмечают тот факт, что Ford Sollers сохраняет долгосрочные планы развития на российском рынке и продолжит инвестировать в производство и запуск новых автомобилей. В Елабуге в этом году будет запущена в производство новая модель коммерческого автомобиля Ford Transit. Завод в Набережных Челнах в настоящее время находится на завершении стадии модернизации. Необходимые сотрудники уже набраны, они проходят подготовку и обучение. И во второй половине года здесь планируется запуск производства субкомпактного кроссовера Ford EcoSport.
«Нельзя не отметить, что Ford достаточно бережно подошел к предприятию в Елабуге. На нем не предусматривается сокращений и ожидается запуск новых моделей», - сказал ДК аналитик FIBO Group Анатолий ВОРОНИН.
Он заметил, что на заводе в Татарстане выпускаются и будут выпускаться более интересные модели, спрос на которые не будет падать, поэтому ситуация в Елабуге может оказаться лучше, чем в целом у российских производителей автомобилей.
«Пока нет признаков к тому, чтобы ситуация в Татарстане ухудшилась из-за действий компании Ford-Sollers», - сказал аналитик.
Однако эксперты согласны, что ситуация в российской экономике далеко не идеальна, и по их мнению, каждая компания будет поступать по-своему, применительно к своей собственной ситуации.
«Непростые времена могут настать для КАМАЗа. Фактически потеряны прошлогодние инвестиции в украинский рынок – продажи, наверное, будут близки к нулю», - полагает г-н Воронин.
Аналитик отмечают, что по пути Ford Sollers идут большинство автопроизводителей, поскольку ситуация на российском авторынке развивается негативно еще с 2013 г. и пока не видно, что она меняется к лучшему.
«С другой стороны, в предстоящие год-два нас может ждать своего рода «передышка», которая не связана с какими-то кризисными явлениями в экономике России. Выражаться она может в снижении объёмов производства и продаж, качественным изменением в модельном ряду, увеличением доли автомобилей с нетрадиционным силовым агрегатом, ростом продаж компактных автомобилей», - предполагает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий БАРАНОВ.
По его мнению, серьезное положительное воздействие на авторынок будет оказывать такой фактор, как значительный неудовлетворённый спрос на автомобили в стране, ведь по уровню автомобилизации Россия отстаёт от многих стран.
Справка:
В октябре 2011 года в России стартовала операционная деятельность совместного предприятия с равным участием сторон между Ford Motor Company и OAO «CОЛЛЕРС». ООО «Форд Соллерс Холдинг» производит пассажирские и коммерческие автомобили Ford. В Ford Sollers входят производственные площадки во Всеволожске (Ленинградская область), в Набережных Челнах и на территории ОЭЗ «АЛАБУГА» (Республика Татарстан).
В 2013 году, согласно данным Росстата, в Татарстане индекс производства по виду деятельности «Производство машин и оборудования» составил 97,4% по сравнению с 2012 годом. За два месяца этого года ситуация лишь ухудшилась, и этот показатель составил 91,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Подготовила Наталия Федорова