DK.ru выяснил актуальные подробности о строительстве станций казанской подземки и спросил у представителей бизнеса, как они намерены использовать новую инфраструктуру
Начало строительство второй линии казанского метро запланировано на 2016 год. IKEA уже объявила о своей готовности частично оплатить строительство станции возле ТЦ «Мега». Мэр Казани заявил о том, что станцию метро построят в отдаленном районе города — в поселке Залесный.
Предприниматели считают, что в связи с этими планами уже сегодня можно ожидать бурного развития бизнеса, в том числе удорожания земли, вблизи будущих станций.
Напомним, этим летом власти Казани заявили о планах по строительству второй ветки казанского метро. Недавно стало известно, что IKEA готова выделить 1 млрд руб. на строительство станции метро около торгового центра «Мега» – на пересечении улицы Сахарова и Проспекта Победы.
Главный аргумент компании в пользу этого решения – высокий уровень пассажиропотока в районе ТЦ: казанскую «Мегу» посещает ежегодно 12,5 млн человек. Как рассказал «ДК» руководитель Дирекции по строительству подземных транспортных сооружений АНАТОЛИЙ ЦЕРЦЕИЛ, Правительство РТ одобрило предложение IKEA и, хотя окончательного решения не принято, дало поручение разработать варианты размещения станции в районе ТЦ «Мега».
«Строительство одной станции в Казани в зависимости от длины переезда обходится в среднем в 5-6 млрд рублей», - сказал г- Церцеил, заметив, что стоимость станции у «Меги» не превысит этой суммы. Пока не ясно – вступит ли IKEA в государственно-частное партнерство или внесет свой вклад безвозмездно. Предполагается, что остальные деньги выделит республиканский и федеральный бюджет.
В пресс-службе российского офиса «ИКЕА»детали проекта не раскрывают. Известно, что по итогам встречи генерального директора ООО «ИКЕА МОС» Армина Микаэли с президентом РТ Рустамом Миннихановым в июне была создана рабочая группа, которая вскоре должна вынести свое заключение.
Другая станция метро может появиться в поселке Залесном, на окраине Казани, около строящегося крупнейшего жилого микрорайона «Салават Купере». Об этом сообщил мэр Казани ИЛЬСУР МЕТШИН. Глава города в конце июня отдал распоряжение проработать вопросы, которые связаны с включением нового жилого микрорайона в план строительства метро.
Напомним, что в «Салават Купере» будет создано 1,5 млн кв.м. жилья эконом-класса для 50 тыс. человек. Завершение строительства микрорайона предполагается через 4-5 лет. Но заселяться микрорайон начнет уже во втором полугодии 2015 года, когда планируется сдать первые 4 «квартала», рассчитанные на проживание 13 тыс. человек. В 2015 году на территории 50 га будет построено 22 жилых дома на 6 410 квартир (общей площадью 385 тыс. кв.м.), 2 школы, 6 детских садов и 3 поликлиники. Стоимость строительства первых 4-х «кварталов» «Салават Купере» оценивается в 12,5 млрд руб.
В случае, если станция появится в Залесном, казанская подземка, скорее всего, пройдет через «Казаньоргсинтез», на котором работает больше 9 тысяч сотрудников. Акционеры предприятия не раз выражали свою заинтересованность в таком развитии событий и даже, по данным некоторых местных СМИ, готовы в это вложиться.
Напомним, в настоящее время строится завершающая первую ветку казанской подземки станция «Дубравная», которую впоследствии закольцуют со второй линией. Как рассказал г-н Церцеил, она должна быть сдана в 2015 году. Она обойдется республиканскому бюджету в 2,5 млрд руб.
Что касается второй линии, то в начале лета гендиректор «Метроэлектротранса» АСФАН ГАЛЯВОВ заявил, что, по прогнозам, вторая ветка обойдется в 70 млрд руб. Планируется, что она будет состоять из 12 станций, строительство продлится 5-10 лет.
«Любая транспортная ветка позитивно влияет на бизнес и одновременно разгружает наземные потоки. Всего лишь 10-12 лет назад многие сомневались: нужно ли Казани метро, будут ли успешны крупные моллы? Но оказалось, что всё это очень хорошо работает», - отметил Председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству МАРАТ ГАЛЕЕВ.
«Станция метро — это всегда удорожание земли минимум в два раза, привлечение инвесторов, активное строительство жилья, бытовой инфраструктуры. Если станцию метро провести в чистое поле из Казани — тут же там зародится город», - сказал «ДК» депутат Казгордумы ИЛЬДУС ЯНЫШЕВ.
Решение IKEA участвовать в строительстве станции метро, считают эксперты, – вписывается в практику работы российских девелоперов.
«В Казани уже есть подобная практика участия комплекса «Корстон» в строительстве развязки на улице Ершова. Это вполне ложится в практику работы ведущих девелоперов во многих городах России, и мне представляется, что это хорошая бизнес-возможность для ТЦ, а с другой стороны — хорошее подспорье для бюджета Татарстана», - сказал «ДК» гендиректор ОАО «Тасма» и представитель «Гильдии Девелоперов России» в РТ АЙРАТ ГИЗЗАТУЛЛИН.
Вице-президент Ассоциации МСБ РТ и гендиректор ОАО «Спорткульт – автотовары «Скат» МУНИР ГАФИЯТУЛЛИН полагает, что планы на новые станции оживят рынок недвижимости Казани.
«Стоимость квартир в Залесном сейчас очень низкая. И поверьте мне, что как только появилась информация о том, что там будет метро, пусть даже неизвестно в каком году — стоимость квартир там в разы поднимется, или уже поднялась. Люди понимают, что общественный транспорт до места жительства — это востребованное жилье», - отметил г-н Гафиятуллин.
«Около IKEA много пустой земли, которая застроится. Я знаю, что там уже строят микрорайон на 100 тысяч кв.м», - считает коммерческий директор «СтройГрад-Каскад» ВАДИМ СЕМЕНЕНКО.
По мнению архитекторов, со временем районы вокруг обеих запланированных станций станут одними из самых перспективных для строительства социального жилья.