За счет чего Казань победила уличные пробки и подняла из руин исторический центр,и кто хотел поднять градоначальника на вилы, «ДК» рассказал мэр города.
Часть 1.
Ильсур Метшин стал мэром Казани около 9 лет назад. С тех пор город заметно изменился.
Мы беседуем с казанским мэром за чашкой чая в ресторане национальной кухни в Старо-Татарской слободе. Сегодня в Казани это модное место – и сама слобода, и ресторанчик с видом на гладь озера Кабан, в котором якобы спрятана казна Ивана Грозного (в прошлом году, кстати, в общероссийский прокат вышел фильм «Легенда ОК», чья фабула опирается на этот казанский архетип). А всего лишь несколько лет назад Старо-Татарская слобода ассоциировалась исключительно с гнилыми зданиями, «убитыми» дорогами и общим духом заброшенности и деградации.
- Ильсур Раисович, тема, связанная с историческим центром, волнует многие города. Как вам удалось подключить к возрождению полуразрушенных зданий бизнес? И какими будут следующие шаги?
- Проблема ветхих исторических зданий еще несколько лет назад для тысячелетней Казани, как и для многих других городов, стояла очень остро. Попытки решить ее за счет бюджета были изначально обречены, так как вложения тут нужны колоссальные. Мы ориентировочно оценили их как сравнимые с годовым городским бюджетом. Таких денег ни у кого нет, и Казань тут никакое не исключение из правил.
Ключевую роль тут сыграла, безусловно, политическая воля Президента Татарстана Рустама Нургалиевича Минниханова, без которой невозможно было бы сдвинуть с мертвой точки этот колоссальный объем. Второй фактор - зрелость бизнеса. Третий – ожидания населения. За два года в возрождение архитектурно-исторического наследия Казани нам удалось привлечь 11 млрд. рублей частных инвестиций. Это позволило привести в порядок свыше 300 объектов.
Безусловно, останавливаться на полпути мы не собираемся. Сейчас в фокусе внимания – реконструкция бывшей гостиницы Дворянского собрания, комплекса завода Петцольда. Следующий серьезный проект – это возрождение Адмиралтейской слободы, которой исполняется 300 лет. Как известно, именно здесь была одна из главных площадок по строительству кораблей для всей российской флотилии.
Этот год после Универсиады прошел под знаком того, что в реконструированных зданиях начало появляться уже и внутреннее содержание – кто-то построил гостиницу, открыл офисы, заведения общепита – например, этот ресторан, где мы находимся. И хорошо, что эта территория начинает жить, в том числе культурными проектами. Наши молодые креативные артисты, которым я очень благодарен, вышли с инициативой провести на улице Марджани летний фестиваль «Культурный сдвиг». Он пришелся по душе и казанцам, и гостям столицы. На протяжении месяца мы видели огромный наплыв желающих посмотреть на различные выставки, поучаствовать в перфомансах, увидеть спектакли и живые фигуры, в том числе с национальным колоритом.
- Будет ли центр освобождаться от автомобильного трафика?
- Сегодня это один из самых сложных вопросов развития городской среды для любого мэра и любой команды администрации. Однозначно сказать, что надо запретить въезд в центр, нельзя, но в то же время приоритет однозначно должен быть в пользу общественного транспорта. Мир к этому неслучайно пришел. В автобусе едет пятьдесят человек, в автомобиле – один-два… Поэтому мы одними из первых в России ввели полосы для общественного транспорта, полностью обновили парк городского автотранспорта, запустили трехсекционные трамваи футуристического дизайна и нового уровня комфорта. Я уже не говорю о развитии метро.
Для того, чтобы найти лучшие решения, мы слушаем и своих экспертов, и международных специалистов. В Казани, например, только что закончился архитектурный семинар, в котором гуру с мировым именем во главе с главным архитектором Барселоны Хосе Асебильо вместе со студентами КГАСУ пытались смоделировать будущее Адмиралтейской слободы. Совсем недавно у нас выступали с лекциями и такие видные урбанисты, как голландский профессор Ян Гейл, Стивен Вонг, экс-мэр столицы Колумбии Боготы Энрике Пеньялоса. И что удивительно – все они сходятся в одном: успешны и комфортны те города, по которым люди передвигаются пешком и на велосипедах.
Первая ласточка в этом смысле у нас появилась в прошлом году – система городских пунктов велопроката по типу европейских. В этом году мы взялись за обустройство велодорожек. Конечно, мгновенно изменить облик города невозможно, но как говорят китайцы, дорога длиной в тысячу ли начинается с одного шага. Посмотрите на Москву – как бы тяжело ни было, но ведь приняли там решение в пользу того, чтобы город двигался!
Безусловно, нужно создавать возможность проезда на своих автомашинах до центра. Мы построили достаточное количество паркингов – сегодня по количеству парковочных мест мы догнали Мюнхен! Но культура пользоваться этими паркингами мгновенно не появляется. Нужно ее в себе воспитывать. Это следующий шаг. Мы ограничили возможность парковки на 53 улицах в центре – потому что останавливаются 20 машин, а проехать не могут тысячи! Но вводим в действие это постановление постепенно, то есть не сразу 53 улицы в запрете. Далеко не все от этого в восторге, и ни в одном городе мира эта практика не проходила «без скрипа». Но это в интересах будущего города, горожан, в том числе тех же автомобилистов. Иначе мы снова встанем, как стоит Мехико.
- Сейчас город не стоит?
- Есть соцопросы, они показывают: если казанцы раньше ставили проблему пробок на одно из первых мест, то сейчас ее нет даже в десятке волнующих людей вопросов. У нас два года в постоянном режиме работал штаб по борьбе с пробками, где в дискуссиях мы вырабатывали ходы, позволяющие снизить автомобильную нагрузку на улицы.
Благодаря Универсиаде мы смогли построить новые дороги, развязки, надземные и подземные переходы, обновить в городе каждый четвертый метр асфальта. Но этого было бы недостаточно, чтобы решить проблему. Поэтому путем освобождения бизнеса от львиной доли налоговой нагрузки мы смотивировали наших предпринимателей построить в Казани 16 новых паркингов, рассчитанных на более 6000 мест. Расчистили от припаркованных авто узкие улицы в центре. На десятках перекрестков внедрили «умные светофоры» благодаря чему средняя скорость там увеличилась на 15-25%. Запретили днем въезжать в город большегрузам. Запретили левые повороты на основных городских артериях. Этот большой комплекс мер – совместная работа и ГИБДД республики, и администрации города, и пассажирских автотранспортных предприятий, и в том числе самих автомобилистов.
Но пробки – этот не тот вопрос, который можно один раз решить и забыть про него. Это дерево посадили, полили, а дальше оно само растет. А эта проблема требует постоянного внимания. Мировая практика показывает, что будет дальше: люди накупят автомобилей, и пробки вернутся опять. Поэтому сегодня в рамках разработки Комплексной системы организации дорожного движения мы готовим новый комплекс мер по борьбе с пробками.
Кроме того, сейчас на передний план вышел новый вопрос – где нам гулять, где ездить на велосипедах, где делать общественные пространства, зоны отдыха и так далее. Поэтому в этом году мы серьезно взялись за благоустройство наших парков, набережных, скверов. У нас и так 33% казанцев спортом регулярно занимаются – а тут сразу пошел новый всплеск! В парке Горького на зарядку по тысяче человек выходят, йогой народ занимается, на серьезных тренажерах даже пенсионеры стали завсегдатаями. А набережные сразу же стали царством скейтбордов и велосипедов…
- Как будет застраиваться город в ближайший год?
- Мы продолжаем оставаться лидерами по вводу жилья в РФ среди миллионных городов. Сейчас начато строительство нового соципотечного района «Салават Купере» на 50 тысяч человек. Он реализуется под патронажем президента республики. Следующий проект – вывод промышленных предприятий за черту города. Это тоже один из мировых трендов.
И наша политика здесь – грамотное проектирование, правильные решения по градостроению, управлению транспортной доступностью и социальной сферой, парковым зонам, благоустройству. Когда в 2007 году я объявил о том, что все дома будут строиться с парковками подземными – нас чуть не подняли на вилы. «Что вы делаете, сейчас цены взлетят» и так далее. Но мы нашли в себе силы и настояли на своем решении, и сегодня для всех очевидно - по-другому было нельзя. Вот недавно я побывал в ЖК «Изумрудный город». Застройщики сказали, что поначалу они на нас были в страшной обиде за то, что мы придирались к размерам детской площадки, спортплощадки, парковой зоны, дорожкам, парковочным местам и так далее. Но мы, сказали они, стиснув зубы, все требования выполнили. А когда построили - сами ахнули. И люди, увидев, какие условия в этом комплексе созданы, раскупали квартиры, как горячие пирожки. Для меня это важный показатель. Я задал только один вопрос – какое удорожание проекта получилось из-за наших требований? Застройщики говорят – не больше 150-200 рублей на квадратный метр. А цена – от 45 до 50 с лишним тысяч за «квадрат»!
Еще один важный момент: мы не разрешаем строить новые жилые кварталы, если в них не запланировано строительство социальных объектов, прежде всего садиков. И за последние 5 лет нам удалось создать новых 88 детских садов – это с учетом готовящихся к открытию в этом году. 17 их них открыты в рамках государственно-частного партнерства! И сегодня по детям в возрасте старше 3 лет вопросов практически уже нет, по охвату дошкольным образованием Казань в числе лидеров по стране.
- Казань прирастает еще и с помощью городов-спутников. Как они изменят устоявшиеся порядки в столице? Есть ли риск для местного бизнеса лишиться ценных кадров?
- Риска для наших нет - есть риск только для других городов. Это будет хороший большой магнит, который со всего Поволжья и Урала стянет «мозги» - ИТ-специалистов, которым будут созданы все условия. Это наш новый вызов, наши новые возможности - не только столицы республики, но и всего Татарстана и ИТ-отрасли. А после реализации проекта Смарт-сити, думаю, станем одним из центров международного бизнеса в России. Появятся новые возможности для проведения выставок, симпозиумов, различных конференций. Уже сегодня Казань является излюбленным местом для проведения таких мероприятий. Но вместимость существующих конференц-залов уже не отвечает потребностям времени. Сегодня нужны еще более крупные площадки. В рамках исторического центра строить их негде. А в Смарт Сити можно реализовать самые смелые проекты.
- С темы бизнес-туризма предлагаю перейти к вопросу туристического потенциала города в целом…
- 9 лет назад, когда меня впервые выбрали мэром Казани, я в качестве одной из важнейших задач поставил команде и себе задачу создания в Казани индустрии в туризме как новой отрасли городского хозяйства (а в больших городах туризм можно назвать отраслью, если ты перевалил за миллион туристов). Мы стартовали, помню, с 460 тысяч в год. А в этом году только в первом полугодии в Казани побывало 1 миллион 800 тысяч туристов! Считайте: за это время туристический поток в столице Татарстана вырос уже почти в 4 раза! Параллельно складывается и индустрия гостеприимства. Только за последние пару лет город вырос на 27 процентов по объему номерного фонда. Есть отели на все вкусы- от бюджетных хостелов до известных мировых сетей. Благодаря модернизации аэропорта у нас появилась взлетная полоса, которая может принимать лайнеры любых типов. До аэропорта ходит аэроэкспресс – точно такой же, как в Барселоне или Париже.
Развивая туристическую и инвестиционную привлекательность города, мы тем самым делаем Казань комфортнее и для самих жителей. И эта синергия - важнейший показатель для постиндустриального города, каким сегодня и является Казань.
Продолжение следует.