Меню

Обзор:Фитнес-центры

эксперты Майя Антонова директор Центра коррекции фигуры «Ювента-SPA» Иван Войтко директор сети клубов «Планета Фитнес» Максим Клягин аналитик УК «Финам Менеджмент» Павел Кострикин генеральный дирек

Активный рост казанского рынка фитнес-услуг, наблюдаемый в последние три года, прекратился — из-за финансового кризиса степень его насыщенности замерла на уровне 20%. Однако и резкого падения — даже в сегменте корпоративного фитнеса — пока не наблюдается. По мнению аналитиков, заработать лояльность клиентов клубы смогли благодаря широкой линейке фитнес-программ и гибкой ценовой политике.

эксперты
Майя Антонова
директор Центра коррекции фигуры «Ювента-SPA»
Иван Войтко
директор сети клубов «Планета Фитнес»
Максим Клягин
аналитик УК «Финам Менеджмент»
Павел Кострикин
генеральный директор компании «Солнечный город»
Гузель Мубаракшина
управляющая фитнес-клубом «Альтер Эго»
Эльвира Халитова
управляющая фитнес-клубом «Ультра»
Гульнара Юсупова
директор фитнес-клуба «Пирамида»
Яна Япаева
директор фитнес-клуба «Эпицентр»

какие
клубы испытывают падение спроса
чем
клубы привлекают корпоративных клиентов
что
мешает росту числа фитнес-клубов

По оценкам собеседников «ДК», в Казани сегодня работает не менее 50 фитнес-клубов. В УК «Финам Менеджмент» потенциальную емкость местного рынка фитнес-услуг оценивают в $100 млн в год. Согласно подсчетам Ивана Войтко, директора сети клубов «Планета Фитнес», сейчас в Казани занимаются фитнесом не более 2% взрослого населения, или около 20 тыс. чел. При том, что рынок считается насыщенным, если услугами фитнес-центров пользуется примерно 10% населения. «В трех клубах «Планеты Фитнес» занимаются не менее 10 тыс. чел., — говорит г-н Войтко. — Еще около 5 тыс. клиентов делят между собой крупные казанские игроки — клубы «Гольфстрим», «Диана», «Динамит-Жим», «Икс-Фит» и открывшийся недавно «Эпицентр». Оставшаяся четверть общей клиентской базы распределена между небольшими клубами».

Крупные фитнес-клубы сосредоточены в центре города

В последние три года рынок фитнес-услуг в Казани рос на 20% ежегодно. Максим Клягин, аналитик «Финам Менеджмент»: «В 2006 г. казанские фитнес-клубы «собрали» порядка $15 млн, по итогам 2007 г. объем рынка вырос примерно до $18 млн. За последний, «докризисный», год рынок прибавил еще $2-4 млн. Однако, несмотря на быстрый рост, достаточно большое число оздоровительных центров и присутствие в Казани крупных федеральных игроков, уровень конкуренции даже в условиях финансового кризиса продолжает оставаться достаточно комфортным».

Сегодня месячный абонемент в фитнес-клуб стоит в среднем 2 тыс. руб., годовой — 22-24 тыс. руб. Исключение составляет элитный клуб «Планета Фитнес», расположенный на территории развлекательного комплекса «Ривьера» — здесь годовая индивидуальная клубная карта стоит существенно выше. Клиентам этого клуба предоставляется оптимальная физическая среда, дорогое оборудование и современные фитнес-программы.

Стоимость клубной карты зависит от набора услуг, предлагаемых клубом, уровня его оснащения и наличия бассейна — абонементы и клубные карты в центры с «водой» стоят на 15-20% дороже. Собственными бассейнами располагают клубы «Гольфстрим», «Эпицентр», «Альтер Эго», «Ак Барс», а также все три клуба сети «Планета Фитнес».

Большого разброса цен на фитнес-услуги в Казани нет. Стоимость абонементов и в крупные центры, развивающие все направления фитнеса, и в небольшие фитнес-клубы с ограниченным набором услуг примерно одинакова. «Естественно, клиенты предпочитают заниматься там, где предлагается максимум программ, высокий уровень оснащенности и подготовки инструкторов», — считает Иван Войтко. Эксперт убежден, что фитнес-центр в своем составе должен иметь залы для групповых занятий, тренажерный и кардиозалы, студии единоборств, бассейн и, желательно, помещения для детского фитнеса. «Для многих клиентов обязательно наличие в составе фитнес-центра кабинетов массажа и диетолога, а также салона красоты. Чем больше клуб в состоянии предложить, тем больше клиентов останутся ему верными. Однако совмещать все это без ущерба для качества возможно только на больших площадях», — считает г-н Войтко.

Майя Антонова, директор «Центра коррекции фигуры «Ювента-SPA», согласна с этим мнением. В ее центре фитнес-клуб, включающий зал для групповых занятий и зал кардиотренажеров, совмещен с салоном красоты. Но руководство клуба планирует развести эти направления по разным помещениям, как только стабилизируется экономическая ситуация. «Это два самостоятельных направления — услугами наших косметологов пользуются не более 20% клиентов фитнес-клуба. На небольших площадях лучше избегать такого соседства — людям, желающим расслабиться и порелаксировать в SPA-салоне, мешает присутствие людей, занимающихся спортом», — отмечает г-жа Антонова.

Конкуренция между фитнес-клубами наиболее ощутима в центральной части города — здесь работают «Икс Фит», «Динамит Жим», «Ак Барс», «Пирамида» и два клуба «Планеты Фитнес». Постоянный поток клиентов им обеспечивают расположенные здесь же бизнес-центры — сотрудники офисов идут заниматься спортом сразу же после работы.

Фитнес-клубы, работающие в спальных районах, ориентированы на жителей ближайших домов и влияния конкурентов практически не испытывают. «Клуб, открытый в спальном районе, сможет успешно развиваться только в том случае, если он находится рядом с новостройками, — отмечает Эльвира Халитова, управляющая фитнес-клубом «Ультра». — Увеличивает посещаемость клуба наличие в непосредственной близости школы, детского сада или рынка. Однако как бы успешно не было выбрано место для открытия фитнес-клуба, он не может быть узкоспециализированным, а также предлагать экзотические виды фитнеса — велика вероятность того, что выбранное направление окажется непопулярным». По подсчетам г-жи Халитовой, минимальный объем инвестиций в открытие фитнес-клуба в спальном районе с учетом оборудования составляет $70 тыс., а срок окупаемости  — не менее трех лет.

Рынок фитнес-услуг «встанет» как минимум на год

Собеседники «ДК» полагают, что финансовый кризис приостановит развитие местного рынка фитнес-услуг. По мнению Павла Кострикина, генерального директора строительной компании «Солнечный город», рынок замрет как минимум на год.

При этом резкого падения не ожидается, о чем свидетельствует статистика продления абонементов и клубных карт в крупных фитнес-центрах. «В клубах, работающих не первый год, процент продления абонементов составляет порядка 70%, — говорит Яна Япаева, директор фитнес-клуба «Эпицентр». — У старожилов рынка этот показатель — не менее 90%». Однако благодаря невысокому уровню конкуренции собственную клиентскую базу смогли наработать даже новички. К примеру, «Эпицентр» открылся осенью прошлого года, а уже к декабрю его посетили порядка 800 человек. По словам г-жи Япаевой, большая часть этих клиентов продлила абонементы и на 2009 г.

Аналогичную статистику приводит и Гульнара Юсупова, директор фитнес-центра «Пирамида», — здесь абонементы на январь и февраль продлили около 90% клиентов. «Мы работаем и с клубными картами, и с абонементами — большинство клиентов предпочитают последнее, — говорит г-жа Юсупова. — Полагаю, что клиенты не будут отказываться от посещения фитнес-клуба и дальше. Во-первых, весенние месяцы являются пиковыми для этого вида бизнеса: люди готовятся к лету. Во-вторых, даже в условиях кризиса люди, которые привыкли заниматься спортом, не станут экономить на фитнес-услугах — это не только способ держать себя в хорошей физической форме, но и отличное средство в борьбе со стрессом».

В небольших же фитнес-клубах все же наблюдается некоторое падение. Так, в «Ульттре» в январе продажи абонементов снизились на 20%. «Пока я объясняю это январским затишьем. Однако если падение продолжится, особенно в весенние месяцы, мы будем вынуждены идти на антикризисные меры: сокращать затраты на рекламу, расходные материалы, урезать зарплату администрации клуба и снижать стоимость абонемента», — призналась г-жа Халитова.

Главным оружием в борьбе за привлечение и удержание клиентов эксперты считают расширение ассортимента и формирование гибкой ценовой политики, в том числе с учетом возрастного и социального факторов. К примеру, в бассейне фитнес-клуба «Эпицентр» предусмотрены специальные часы для мусульманок. «А благодаря скидкам на семейные абонементы, а также абонементам для школьников и студентов доля семейных посещений в общей клиентской базе достигает 15%», — отмечает г-жа Япаева.

Участники рынка пока не наблюдают падения и в сегменте корпоративного фитнеса. В фитнес-клубе «Альтер Эго» доля юрлиц составляет порядка 20%. «Как ни странно, данное направление не просело, — говорит Гузель Мубаракшина, управляющая фитнес-клубом «Альтер Эго». — Главное, что привлекает корпоративных клиентов, — индивидуальные условия оплаты для каждого из них. Скидка зависит от выбранных направлений, времени посещения и количества привлеченных сотрудников. Корпоративным клиентам посещение нашего клуба обходится до 15-20% дешевле».

В клиентской базе «Планеты Фитнес» доля корпоративных клиентов достигает 25%, а скидка по коллективным контрактам колеблется от 15 до 30%. «Как правило, корпоративные клиенты заключают с фитнес-клубами годовые контракты, — говорит Иван Войтко. ­— Большинство крупных местных компаний и региональных представительств федеральных сетей — а именно они составляют основу корпоративной аудитории — заключили договоры с нашими клубами на 2009 г. еще в конце прошлого года».

Эксперты полагают, что падение спроса со стороны компаний не произошло по следующей причине: если раньше оплата фитнеса была включена в соцпакет, то сейчас предприятия оплачивают посещение клубов для своих сотрудников авансом из собственного бюджета, а затем постепенно вычитают стоимость абонемента из зарплаты. «Есть и промежуточный вариант — часть стоимости абонемента оплачивается из бюджета фирмы, часть — из личного бюджета сотрудника», — делится наблюдениями г-н Войтко.

Девелоперы начали строить собственные фитнес-клубы

Одним из факторов, мешающих количественному росту фитнес-клубов, является дефицит площадей, отвечающих техническим требованиям.

В числе стандартных требований к таким помещениям — общая площадь не менее 500 кв. м, хорошая вентиляция и высокие потолки. Однако в центральной части Казани площади под фитнес-клубы зачастую арендуются, и техническим требованиям соответствуют немногие помещения. «Кроме того, в Вахитовском районе высокая арендная плата, поэтому владельцы клубов экономят на площадях, предусмотренных для размещения там раздевалок и зон отдыха, — отмечает Яна Япаева. — Наконец, я на собственном опыте убедилась, что многие клиенты уходят в фитнес-клубы, расположенные в спальных районах, из-за перенасыщенности залов в клубах, работающих в центре».

По мнению участников рынка, оптимальное решение проблемы — самостоятельное строительство фитнес-клубов. Г-н Войтко озвучил планы компании по строительству в Казани трех новых клубов «Планеты Фитнес». Ранее предполагалось, что центры будут построены в течение ближайшего года, однако с учетом сложившейся ситуации эти планы, возможно, будут скорректированы. «Инвестиции в строительство одного клуба уровня «Планеты Фитнес» в зависимости от объема и цены првлеченных кредитных средств, составляют не менее $20 млн, а срок окупаемости начинается от 8 лет. Вкладываться в строительство оздоровительного комплекса сейчас, в условиях, когда привлечь новых клиентов трудно, достаточно рискованно», — говорит Иван Войтко.

О строительстве собственного фитнес-клуба заявила и девелоперская компания «Солнечный город». Один из них  — площадью около 4 тыс. кв. м — спроектирован на первом этаже жилого дома в одноименном микрорайоне (срок сдачи — IV квартал 2009 г.). Павел Кострикин, генеральный директор СК «Солнечный город»: «Комплекс рассчитан не только на людей, проживающих в этом микрорайоне, — его клиентская база будет формироваться и за счет жителей прилегающих к «Солнечному городу» районов». Будущий клуб позиционируется в сегменте middle-up, цена абонементов и клубных карт будет, предположительно, превышать среднюю стоимость по городу на 10-15%.

На 2009 г. компания запланировала и начало строительства спортивно-оздоровительного комплекса на территории «Солнечного города» общей площадью около 30 тыс. кв. м. Первоначально предполагалось, что комплекс будет включать большой бассейн и крытые теннисные корты, однако впоследствии девелопер отказался от идеи — в 300 м от будущего комплекса к Универсиаде строятся Академия тенниса и Дворец водного спорта. Срок сдачи и название спортивно-оздоровительного комплекса пока не определены. В настоящее время, по информации г-на Кострикина, ведется поиск управляющей компании. С позиционированием будущего комплекса «Солнечный город» уже определился. «Спортивно-оздоровительный центр будет ориентирован на массовую, в том числе семейную и корпоративную аудиторию, а цена абонемента будет равна средней стоимости по городу», — говорит Павел Кострикин.

Яна Япаева: «При формировании линейки услуг и ценовой политики клубы должны учитывать возрастной и социальный факторы».

Павел Кострикин: «Hовый cпортивный комплекс будет ориентирован на массовую аудиторию, а цена абонемента будет равна средней стоимости по городу».