Меню

Олег Тиньков*: Менять имидж не собираюсь

 Олег Тиньков* пишет вторую книгу («советы, советы и еще раз советы по бизнесу») и реализует свою излюбленную стратегию на практике: развивает очередной проект, чтобы продать его на пике стоимости.

 Олег Тиньков* пишет вторую книгу («советы, советы и еще раз советы по бизнесу») и реализует свою излюбленную стратегию на практике: развивает очередной проект, чтобы продать его на пике стоимости. О бизнесе г‑на Тинькова* и о нем самом — в эксклюзивном интервью «ДК».


Город заполнен манекенами. Они везде. Обнаженные пластиковые фигуры стоят на эскалаторах в метро, на улицах и набережных, в поездах. В роддоме мама-манекен застыла над колыбелью младенца-манекена. Это не видеоклип новой рок-звезды. И не артхаусное кино. Это рекламный ролик банка «Тинькофф Кредитные Системы» (ТКС). «Знаете, чем мы отличаемся от них, — говорит единственный живой человек в конце ролика. — Они живут в сетях, а мы в Интернете. Поэтому дальше действовать будем мы». Конец ролика. В общем, клиенты традиционных банков — манекены, а клиенты ТКС — живые современные люди.

Председатель совета директоров банка «Тинькофф Кредитные Системы» Олег Тиньков* любит публично подчеркивать свою обычность. Даже автобиографию он назвал «Я такой как все». Но это, пожалуй, кокетство. Он, безусловно, «не такой, как все». И бизнес-проекты г-на Тинькова*, конечно, проекция его индивидуальности. Даже целевую аудиторию банка он пытается описать так, чтобы подчеркнуть ее инаковость.

Продам, но не сейчас

В начале лета новостные ленты облетело сообщение: Олег Тиньков* готов продать банк ТКС. Поводом стало его высказывание на конференции «Есть ли будущее у традиционных банков». «Безусловно, это проект на продажу. И я, и мои миноритарные инвесторы понимаем, что в итоге это будет часть какого-то большого глобального банка, в котором мы будем просто отделом кредитных карт», — заявил г-н Тиньков*.

Впрочем, подобное заявление мало кого удивило. Продавать бизнес, ощутив удачный для этого момент, — фирменный стиль Олега Тинькова*. Так было и с сетью бытовой техники «Техношок», и с производством пельменей «Дарья», и с пивным бизнесом. «Сейчас у меня пятый бизнес, и я могу утверждать: если я вижу в офисе кучу людей, которых не знаю, не могу почувствовать, значит, наступает время для продажи бизнеса», — пишет г-н Тиньков* в автобиографии.

У вас было несколько проектов, из которых вы выходили на пике развития. Сейчас банк ТКС на подъеме. Не значит ли это, что вскоре мы можем услышать о его продаже?

— Нет. Бизнес хороший, прибыльный. Мне нравится.

То есть вы еще долго будете заниматься банковским бизнесом?

— Вот почему я не люблю журналистов, потому что они сразу спрашивают какие-то нудные вещи: «Сколько вы еще будете оставаться в этом бизнесе?» Откуда я знаю? Если вопрос конкретный — продается ли банк, то нет, сейчас он не продается. Хочу ли я его продать? Если есть бизнесмен, который не хочет продать свой бизнес, — он идиот. И нечего тут риторику разводить. Каждый политик хочет быть президентом. Каждый бизнесмен хочет продать бизнес. Вот и все.

Каким делом помимо банковского вам теоретически было бы интересно заняться?

— Ну конечно, когда смотришь на впечатляющие результаты Юрия Мильнера, Павла Дурова или Марка Цукерберга, понимаешь, что Интернет — это феноменальная отрасль. Другой вопрос, что мне, наверное, не хватает образования. Я без ложной скромности говорю, что я суперпредприниматель, но я, конечно, совершенно полный отстой в технологическом смысле. Для меня это очень тяжелая задача.

То есть вы суперпредприниматель не с точки зрения технологии и образования, а с точки зрения интуиции и хватки?

— Пожалуй. Во многом я действую по наитию.

Рост, интерес, рентабельность

«У каждого свой подход. Я не люблю быстрые оптовые деньги, а стремлюсь выжать максимум из процесса. Большие наценки — моя слабость» (из книги Олега Тинькова* «Я такой как все»). Г-н Тиньков* никогда не заигрывал с общественностью, говоря о социальной ответственности бизнеса, создании рабочих мест. Он сразу дает понять — его интересует прибыль. И чем больше и быстрее, тем лучше.

Олег Тиньков*

Председатель совета директоров банка «Тинькофф Кредитные Системы».

Родился 25 декабря 1967 г. в Ленинске-Кузнецком (Кемеровская область).

Образование:
Ленинградский горный институт (не окончил);
курс по маркетингу в университете Беркли (Marketing Diploma Program).

Бизнес:
1992 г. — владелец компании «Петросиб» (оптовая торговля бытовой техникой и другими товарами);
1995 г. — владелец сети бытовой техники «Техношок», студии звукозаписи «Шок Рекордз» и музыкального магазина «MusicШок»;
1998 г. — владелец сети пивных ресторанов «Тинькофф» и компании по производству продуктов быстрого приготовления «Дарья»;
2002. г. — владелец пивоваренного завода, выпускающего пиво «Тинькофф»;
2006. г. — председатель совета директоров банка «Тинькофф Кредитные Системы».
В 2010 г. издал автобиографию
«Я такой как все».
В 2011 г. собирается издать вторую книгу о том, как создать свой бизнес.

Женат, воспитывает троих детей.

Открывая банковский бизнес, вы сосредоточились исключительно
на кредитных картах. Почему?

— Это самое прибыльное направление.

Рентабельность — единственный критерий?

— Я всегда занимался бизнесом, если видел, что конкретно мне на рынке не хватает такого товара или услуги: техника с хорошим сервисом, пельмени быстрой заморозки, живое пиво. Кредитные карты без необходимости ходить в отделение банка — это тоже новость для России, хотя в развитых странах — обычная практика. Рентабельность бизнеса меня тоже устраивает, поэтому я занимаюсь именно кредитными картами.

Можете сформулировать признаки бизнеса, которым вам комфортно заниматься?

— Сформулировать легко. Во-первых, должно быть интересно. Во-вторых, рынок должен расти. В-третьих, рентабельность должна быть высокая.

Вы не боялись фокусироваться только на кредитных картах? Ведь узкая специализация всегда означает повышенные риски.

— Очень боялись. Не только вы, но и многие бизнес-аналитики так считают, но с моей точки зрения это нормально. Мы рождены, чтоб сказку сделать былью. Дальше действовать будем мы. Я считаю, что фокус — это круто.

После того как 1 апреля ТКС выпустил миллионную пластиковую карту, вы заявили, что следующая цель сделать второй миллион за год. Она достижима?

— Вообще не проблема. В этом году нет, но в течение года сделаем еще миллион.

Велосипед давно изобрели

Олег Тиньков* — один из наиболее публичных бизнесменов. Он написал автобиографию — очень честную и даже жесткую, по мнению критиков и читателей. У него есть аккаунты в ЖЖ, Facebook, Твиттере, отечественных соцсетях. Его передача «Бизнес-секреты», в которой он лично берет интервью у известных предпринимателей, недолго транслировалась по телевидению, но сюжеты продолжают сниматься и достаточно популярны в Интернете.

Зачем вам снимать телепередачу и самому выступать в роли ведущего?

— Мне интересно все, что связано с бизнесом. Я очень люблю знакомиться с опытом и русских, и иностранных предпринимателей. Во время программ я спрашиваю именно то, что интересно мне. Но если бы у меня была цель только узнать что-то новое для себя, я бы приглашал бизнесменов на ужин в ресторан и не делился информацией со зрителями. У программы «Бизнес-секреты» миссия — популяризовать предпринимательство, сделать нашу страну более развитой. Все секреты доступны любому желающему, у кого есть Интернет.

К слову, об Интернете. Вы много внимания уделяете общению в Сети. Занимаетесь этим с целью продвижения бизнеса или для самореализации?

— И то и другое. Facebook я рассматриваю в качестве деловой странички. В ЖЖ больше пишу про жизнь, про секс и немного про бизнес. В целом в большей степени в блоге и соцсетях я стараюсь быть представленным как бизнесмен. Но я гражданин и член общества, для меня важна гражданская позиция. К сожалению, сейчас в России бизнесмены вообще засунули язык в задницу, все, что бы они ни сказали, считается политическим заявлением, а потому они молчат. А я считаю, что это абсурд и бред. Если я говорю, что что-то не так, это никакая не политика — это гражданская позиция предпринимателя, который должен критиковать. Власти нужно критиковать, они должны понимать, что есть общество, которое их подталкивает к более правильным шагам.

Например?

— Если не критиковать то, что они делают сейчас с национальной платежной системой и ее примут в том виде, в котором она сейчас, это будет бред.

Сформулируйте главные претензии
к создаваемой национальной платежной системе.

— А просто не надо изобретать велосипед. Он давно изобретен Леонардо да Винчи. Нигде нет своих систем. Есть мировые платежные системы, и они везде работают, даже в Китае, на который так любят у нас равняться. Пытаться их подменить — глупо. Должна быть национальная платежная система? Конечно, должна быть. Должна ли она быть в таком виде, чтобы запрещались международные? Да это полный бред! В наше время, когда мир становится все более интегрированным, идут процессы глобализации, границы стираются... Вот мне стучит друг в Интернете. Где он сейчас находится? Может, в Швейцарии, а может, на Ямайке. И в это время мы начинаем системами какими-то платежными себя ограничивать. Национальными. Зачем? А на то, чтобы международную систему построить, все равно денег нет. Пупок, так сказать, надорвут. Некому вложить такие деньги, какие вложили Visa, MasterCard, Diners Club или American Express.

Резюмирую: я ничего не имею против создания национальной платежной системы, но нужно, чтобы это делалось без ущемления интересов систем, которые уже давно эффективно работают.

Как вы считаете, те, кто разрабатывает проект системы, прислушаются к вашим словам?

— Я оптимист и думаю, что систему примут в каком-то более приемлемом виде.

Кстати, о гражданской позиции. Вы часто говорите о предпринимателях в несколько возвышенном тоне.
«…Предприниматель это великий и самый нужный человек общества …» — цитата из вашего блога. Но все мы знаем также о бизнесменах, вросших в коррупционные цепочки, о недобросовестных посредниках, наживающихся на бюджетных деньгах. Всех ли людей, занимающихся бизнесом, стоит оценивать так, как это описано выше? Или существует некий водораздел?

— Такой водораздел называется Уголовным кодексом. Наказание за взяточничество, коррупцию в России никто не отменял. Конечно, я против коррупции. Если человек ворует из бюджета, это никакой не предприниматель, тут надо проводить четкую грань. Крышевание со стороны чиновников, с одной стороны, помогает бизнесу. Но с другой стороны, оно выводит бизнес из тонуса, после чего бизнес не может существовать в нормальной рыночной среде.

Странное слово «имидж»

На праздновании выпуска миллионной кредитной карты ТКС Олег Тиньков* перечисляет тех, кто верил в его проект и благодарит их. Замыкает список любимая супруга Рина. «А остальные? А остальные мудаки», — в конце спича выдает г-н Тиньков* в зал, имея в виду тех, кто не верил в успех его банковского бизнеса. Солидный глоток «Кристалла» из горла и разбрызгивание содержимого бутылки по толпе гостей и журналистов завершает мизансцену.

Это — Тиньков*. Кажется, он постоянно балансирует между непринужденностью и развязностью. Обложить матом читателя блога, позволившего себе критиковать автора, или повесить в рабочем кабинете огромную картину модного американского художника с изображением то ли оргии, то ли попойки в стиле ню — для него обычное дело.

Порой вы ведете себя достаточно эксцентрично. Это намеренный эпатаж или вы остаетесь самим собой вне зависимости от ситуации?

— Я такой как все, я же написал в книге. Какой эпатаж?

Есть множество бизнесменов, которые ведут себя более сдержанно…

— Это их проблемы.

Существуют разные модели поведения. В семье они одни, на официальном мероприятии — другие, в бизнесе — третьи. В одном месте люди матерятся, в другом позволяют себе выпить, в третьем ведут деловые разговоры. А у вас зачастую все вместе…

— Отвечаю на вопрос. Жизнь слишком коротка, чтобы заниматься такими глупыми вещами: врать, пытаться что-то из себя корчить, имидж какой-то. Имидж вообще странное слово. По-английски это отражение. Это то, что отражается от тебя. Ты не можешь это менять. Работа над имиджем — глупость. Менять имидж — это к косметологу пойти или к пластическому хирургу. Мне это не нравится. Жизнь коротка, я и так много не успеваю — дети, семья, — чтобы еще париться за то, какой у меня имидж. Какой есть, такой и есть. Почему я не могу материться, когда все матерятся? Почему я не могу сказать то, что я думаю? По-моему, ничего страшного. Я нонконформист.

То есть г-н Тиньков*, который сейчас сидит передо мной, точно такой же, как и г-н Тиньков*, который, скажем, заходит в собственную квартиру?

— Да, сто процентов. Только в квартиру я с букетом цветов войду.

Вас можно назвать заядлым спортсменом (велоспорт, горные лыжи). Что общего между спортом и бизнесом? В чем принципиальные различия?

— Общее — упорство, с которым и спортсмен, и бизнесмен идут к целям — лидерству и, если хотите, зарабатыванию денег. Без упорства не построишь бизнес, потому что всегда есть много преград и надо обладать характером, чтобы не опустить руки и продолжать движение. Спортсмен всегда стремится попасть на первое место, но, разумеется, не всем это удается. Для бизнесмена первое место — это прибыльный бизнес.

Принципиальное отличие, наверное, в том, что спортсмен готовит себя к конкретным стартам, а бизнесмен должен быть в форме всегда.

В спорте, как и в бизнесе, бывают и взлеты, и падения. Вы не боитесь, что когда-нибудь ваша бизнес-удача вам изменит?

— Нет, не боюсь.

Юрий Немытых

* - выполняет функции иностранного агента