Бизнес Татарстана ищет поддержки от государства. Рустам Минниханов в своем интервью «ДК» рассказал о том, на какую поддержку бизнес сможет рассчитывать.
В своем послании Госсовету Татарстана, озвученном 13 сентября, Рустам Минниханов вновь заговорил о том, что республике следует вести активную работу по улучшению делового и инвестиционного климата. Тема инвестиционной привлекательности региона проходит красной нитью во всех публичных выступлениях главы республики и членов президентского аппарата. «Всемирный банк провел исследования комфортности ведения бизнеса в регионах, — сообщил президент. — Несмотря на в целом высокий рейтинг Казани, нам есть на что обратить пристальное внимание. Так, например, при едином законодательстве получение разрешения на строительство занимает у нас 223 дня и состоит из 32 процедур. У лучших городов рейтинга — 150 дней и 17 процедур соответственно».
В своем послании президент рекомендовал подобные исследования проводить по муниципальным образованиям республики. «Местные власти должны всячески содействовать инвесторам, а не чинить им препятствия», — отметил он.
Преференции на инвестиции
В одном из интервью Рустам Минниханов отметил, что инвестиционную привлекательность Татарстану помогает сохранять имеющийся у республики необходимый запас прочности.
Рустам Нургалиевич, в чем же залог этой прочности?
— Залог инвестиционной привлекательности любого региона — стабильность и понятные правила игры. Мы для себя решили, что важно привлекать инвестиции, и направили на это все наши силы. Думаю, наша инвестиционная политика была правильной — Татарстан сейчас является одним из наиболее активных регионов России в части привлечения инвестиций. Мы создали у себя Агентство инвестиционного развития, которому поручено следить за инвестиционным климатом в республике, привлекать инвесторов, продвигать наши проекты за рубежом.
Вы довольны результатом?
— Да, на сегодняшний день в республике зарегистрированы 1255 компаний с участием иностранного капитала, из них 588 — со стопроцентным иностранным капиталом. Наш регион выбрали местом для размещения своего бизнеса такие известные мировые компании, как «Даймлер», «Форд-Соллерс», «Камминз», «Кейс Нью Холланд», «Цандар Фабрик», «Шнайдер Электрик». Конечно, появление таких крупных компаний само по себе привлекает в республику и новые зарубежные компании.
Что именно их привлекает в Татарстане?
— Нашим крупным инвесторам мы предоставляем различные привилегии. Это бюджетные кредиты, компенсация части процентной ставки, государственные гарантии, предоставление производственных площадок и объектов инфраструктуры, налоговые льготы по тем налогам, которые находятся в ведении республики.
С крупными инвесторами встречаются руководители наших министерств, премьер-министр, лично я. Мы стараемся облегчить им работу в Татарстане, решить возникающие у них проблемы.
Инвесторам мы сейчас предлагаем целый ряд преимуществ. Так, у нас существует особая экономическая зона «Алабуга», где резидентам предоставляются налоговые льготы, упрощенный таможенный режим и ряд других преференций. Сейчас на ОЭЗ зарегистрирована уже 31 компания-резидент с общим заявленным объемом инвестиций почти $3 млрд, резиденты уже вложили свыше миллиарда. Особая экономическая зона становится центром автомобилестроительного кластера республики — на ней уже запущено производство автомобилей «Форд», строится завод двигателей, где будут выпускать по 180 тыс. моторов ежегодно. Сюда же планируют прийти и поставщики автокомпонентов.
Создания такой площадки, как ОЭЗ, достаточно для того, чтобы привлечь инвесторов?
— У нас ведь есть целый ряд других площадок для бизнеса — технопарки, индустриальные парки. В Казани и Набережных Челнах действуют два IT-парка, причем казанский уже заполнен, в том числе и компаниями, пришедшими к нам из‑за пределов республики. Сейчас мы под Казанью создаем новый город Иннополис, куда пригласим ведущие IT-компании не только России, но и мира. Мы планируем, что здесь будут жить и работать 60 тысяч «айтишников» — это будет уникальная творческая среда.
Важным преимуществом, на мой взгляд, является и развитая образовательная система. У нас есть один федеральный и два национальных научно-исследовательских университета, мы модернизируем и школьное образование. Конечно, в последние годы в России и у нас в Татарстане во многом утрачено профессиональное образование — вузы сейчас готовят далеко не тех специалистов, которые нужны бизнесу. Но мы сейчас уделяем большое внимание именно профобразованию, чтобы готовить квалифицированные кадры для наших новых компаний.
Нефтяной драйвер
Президент отмечает, что для Татарстана 2012 год в целом складывается успешно. «Несмотря на тревожные процессы, происходящие в мировой экономике, мы планируем завершить этот год с устойчивым ростом экномики более 5%», — отметил президент.
Долгие годы нефтедобыча является основным источником пополнения республиканского бюджета. Хорошо ли это для нашей экономики?
— Я считаю, то, что у нас есть нефть — это хорошо. Ежегодно мы добываем примерно 30 млн тонн нефти и этот уровень сможем сохранить в ближайшие лет 20. Сейчас одна только наша компания «Татнефть» обеспечивает 27% добавленной стоимости республики, и 30% поступлений налога на прибыль в республиканский бюджет приходится на нее.
Нефтедобыча — это основа наших инвестиционных проектов. Так, например, сейчас «Татнефть» реализует крупнейший проект строительства нефтеперерабатывающего завода «ТАНЕКО» в Нижнекамске — туда уже вложено 200 млрд руб. А сколько социальных проектов реализуют нефтяники?
Есть ли другие реальные точки роста экономики, кроме нефти?
— Перспективной точкой роста для Татарстана является не столько нефтедобыча, сколько другие направления — в первую очередь нефтепереработка. С вводом в строй «ТАНЕКО» мы уже перерабатываем у себя 14 млн тонн собственной нефти, с 2000 года доля продукции нефтепереработки увеличилась с 19,6 до 31,5%. Наша задача — достичь к 2016 году ВРП в 2 трлн руб., и нефтепереработка — это главная точка роста для увеличения ВРП. Но, опять же повторюсь, без доходов от нефтедобычи реализовать все запланированные проекты будет намного сложнее.
Поэтому я не считаю, что для Татарстана нефтедобыча — это плохо. Нам повезло, что у нас есть нефть, но важно правильно распорядиться этим ресурсом.
Муниципалитеты должны выходить на бизнес
Заявление Рустама Минниханова о необходимости увеличить долю малого и среднего бизнеса в экономике города в разы вызвало массу обсуждений. В первую очередь, дискуссия велась вокруг вопроса: а возможно ли обеспечить долю предпринимательства на уровне 34% в экономике РТ?
Аудитория «ДК» — бизнесмены, владельцы малых и средних компаний — часто на встречах говорят о том, что им не хватает государственной поддержки. Что вы можете на это ответить?
— Я считаю, что мы в Татарстане многое делаем для поддержки малого и среднего бизнеса. Мы создали целую сеть площадок для предпринимателей, желающих открыть свой бизнес. Это технопарки, индустриальные парки, бизнес-инкубаторы. Здесь для бизнесменов уже есть готовые арендные помещения и сниженная или вообще нулевая ставка тарифа на подключение к инженерным сетям.
Одновременно у нас реализуется целый ряд программ по поддержке малого и среднего бизнеса. Эти программы реализует наше Агентство инвестиционного развития совместно с федеральным центром.
Это все республиканские меры, а есть ли городские?
— Да, большую роль в поддержке малого и среднего бизнеса играют муниципалитеты. В числе важнейших критериев оценки эффективности работы главы муниципального образования — уровень развития малого и среднего предпринимательства, количество успешных предприятий, темпы роста. Считаю, что глава района сам должен быть заинтересован в том, чтобы привлечь инвестора. Это не предприниматель должен ходить и просить у главы помещение или участок земли, а сам глава должен предлагать бизнесмену возможности для создания предприятия.
Мы со своей стороны готовы к диалогу с малым и средним бизнесом. Я лично посещаю форумы наших ассоциаций и других объединений предпринимателей, потому что мне важно знать о состоянии дел у малого бизнеса.
Такие встречи полезны?
— Да. На этих форумах много критики звучит в наш адрес, но вместе с тем есть и дельные предложения. Я считаю, что в Татарстане очень активные предприниматели, готовые защищать свои интересы и добиваться поддержки со стороны государства, и мы готовы поддерживать малый и средний бизнес и в дальнейшем.
Переименование Комитета поддержки малого и среднего предпринимательства в Агентство инвестиционного развития, о котором вы говорили выше, воспринималось бизнес-сообществом как смена стратегии этой организации — уход от малого бизнеса к крупному. Что произошло на самом деле?
— Задачей Агентства является повышение инвестиционной привлекательности Республики Татарстан в целом. Но это не значит, что интересы малого и среднего бизнеса при этом забыты.
Просто АИР теперь несет ответственность за привлечение всех инвестиций — как внешних, так и внутренних. Подобные структуры есть во многих странах мира. Руководство Агентства встречается с инвесторами, продвигает нашу республику за рубежом, решает вопросы, возникающие у инвесторов в ходе реализации проектов на территории Татарстана. Но сотрудники АИР ездят не только за границу, но и по районам республики, решая вопросы и малого бизнеса на уровне руководства муниципалитетов, зачастую заставляя наших глав поддерживать малый бизнес.
В прошлом году вы говорили, что доля малого и среднего бизнеса в экономике республики должна увеличиться с нынешних 25,1% до 34% к 2015 году. Что поможет росту доли бизнеса в экономике республики?
— Думаю, что универсального рецепта нет. Да, действительно, доля малого и среднего предпринимательства в ВРП в республике с 2009 г. по настоящее время не превышает 25%. Одновременно в среднем по России этот показатель составляет 21%. Я уже говорил о поддержке малого и среднего бизнеса, мы стараемся помогать нашим предпринимателям, слушать их, узнавать их проблемы и решать их.
Хотя мы и реализуем целый ряд программ поддержки предпринимательства, но одним этим резкого роста добиться трудно. Поскольку охватить всех предпринимателей этими программами невозможно. Необходимо также активное внедрение инструментов интенсивного роста — повышение качества предпринимательской деятельности, приводящего к повышению производительности малых и средних предприятий.
За счет чего?
— Во-первых, благодаря дальнейшему развитию инфраструктуры поддержки предпринимательства. Здесь речь идет как о дальнейшем развитии крупных объектов инфраструктуры — КИП «Мастер», Химград, IT-парк, Агропромпарк, так и о создании аналогов таких парков на муниципальном уровне. Сейчас в районах республики есть неэффективно используемое муниципальное имущество, кроме того предприниматели не всегда могут найти производственные площади с необходимыми технологическими подключениями для начала или развития бизнеса. И вот эти площадки необходимо предлагать бизнесменам, создавать для них условия.
Конечно, мы должны обеспечивать и рынок сбыта для МСБ за счет госзаказов, за счет аутсорсинга наших крупных предприятий. Положительным примером является КИП «Мастер», где располагаются малые предприятия, обслуживающие наш крупнейший завод «КамАЗ». В Камских Полянах мы создали индустриальный парк, где предприниматели занимаются переработкой полимеров «Нижнекамскнефтехима». Думаю, что именно в развитии производственного, перерабатывающего малого и среднего бизнеса может быть главный резерв развития МСП в республике.
Рустам Минниханов
Родился 1 марта 1957 г. в с. Новый Арыш Рыбно-Слободского района Татарской АССР
Образование:
1978 г. — окончил Казанский сельскохозяйственный институт, специальность «механизация сельского хозяйства», квалификация «инженер-механик», г. Казань
1986 г. — окончил Заочный институт советской торговли, специальность «товароведение и организация торговли продовольственными товарами», квалификация «товаровед высшей квалификации», г. Москва
Карьера:
1978-1980 гг. — инженер-диагностик Сабинского районного объединения «Сельхозтехника».
1980-1983 гг. — старший энергетик, главный энергетик Сабинского леспромхоза.
1983-1985 гг. — зампредседателя правления Сабинского райпо.
1985-1990 гг. — председатель правления Арского райпо.
1990-1992 гг. — председатель Арского райисполкома.
1992-1993 гг. — первый замглавы администрации Арского района.
1993-1996 гг. — глава администрации Высокогорского района.
1996-1998 гг. — министр финансов Республики Татарстан.
1998 г. — возглавил правительство Республики Татарстан.
С 25 марта 2010 г. — президент Республики Татарстан.
С 16 июня по 20 декабря 2010 года — член президиума Государственного совета РФ.