Принятый в прошлом году трехлетний бюджет Республики Татарстан не учитывал наступления мирового кризиса. За основу расчетов брали экономические показатели благополучных 2006 2007 гг. И уже к концу
Принятый в прошлом году трехлетний бюджет Республики Татарстан не учитывал наступления мирового кризиса. За основу расчетов брали экономические показатели благополучных 2006 2007 гг. И уже к концу 2008 г. стало очевидно — выполнить этот бюджет невозможно. Новую адаптированную версию бюджета РТ с учетом изменения федерального бюджета и финансирования объектов Универсиады в Казани Государственный Совет РТ рассмотрит уже в мае. Чиновники обещают не сокращать социальные расходы. Бизнес сообщест¬во ждет от государства новых льготных кредитных программ и опасается ужесточения налогового бремени.
эксперты
Валерий Абсалямов
директор ЦДН «Валери», президент Гильдии риэлторов РТ
Дмитрий Баранов
ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»
Радик Гайзатуллин
министр финансов РТ
Марат Галеев
председатель комитета Госсовета Татарстана по экономике, инвестициям и предпринимательству
Ильсур Метшин
мэр Казани
Марат Минибаев
директор ОАО «Татэнергосбыт»
Рустам Минниханов
премьерминистр РТ
Ирина Пильман
кредитный аналитик Standard & Poor’s
Равиль Сабиржан
генеральный директор ООО «Татполиграф»
Марат А. Сафиуллин
и.о. руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан
Марат Р. Сафиуллин
министр экономики РТ
Какие статьи бюджета РТ уже сокращены? Сколько сэкономит бюджет на дальнейшей оптимизации расходов? Готова ли республика и дальше поддерживать малый и средний бизнес? Как менялся прогноз экономических показателей на 2009 год?
директор ЦДН «Валери», президент Гильдии риэлторов РТ
Дмитрий Баранов
ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»
Радик Гайзатуллин
министр финансов РТ
Марат Галеев
председатель комитета Госсовета Татарстана по экономике, инвестициям и предпринимательству
Ильсур Метшин
мэр Казани
Марат Минибаев
директор ОАО «Татэнергосбыт»
Рустам Минниханов
премьерминистр РТ
Ирина Пильман
кредитный аналитик Standard & Poor’s
Равиль Сабиржан
генеральный директор ООО «Татполиграф»
Марат А. Сафиуллин
и.о. руководителя Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан
Марат Р. Сафиуллин
министр экономики РТ
Какие статьи бюджета РТ уже сокращены? Сколько сэкономит бюджет на дальнейшей оптимизации расходов? Готова ли республика и дальше поддерживать малый и средний бизнес? Как менялся прогноз экономических показателей на 2009 год?
По словам министра финансов республики Татарстан Радика ГАЙЗАТУЛЛИНА, снижение поступлений произошло по всем основным доходным источникам республиканской казны.
Бюджет недосчитался 1/3 дохода
Больше всего снизился сбор налога на прибыль организаций. «Причина тому — негативные тенденции в экономике, связанные, прежде всего, со снижением цен на нефть и нефтехимическую продукцию и ужесточением доступа к кредитным ресурсам», — пояснил министр финансов РТ.
И.о. руководителя Управления ФНС России по РТ Марат А. САФИУЛЛИН подчеркнул, что доход снизился соразмерно налоговым поступлениям: общая сумма собранных налогов на треть меньше, чем в прошлом году.
Всего же в I квартале текущего года в консолидированный бюджет Республики Татарстан поступило 26 млрд руб. «Негативные последствия кризиса в большей степени отразились на исполнении республиканского бюджета по сравнению с местными бюджетами городов и районов», — обратил внимание Радик Гайзатуллин.
Общий объем инвестиций в экономику республики также планомерно снижается. По итогам 2008 г. он вырос на 11% и достиг 247 млрд руб., но уже в четвертом квартале инвестиционная деятельность практически замерла. По оценкам министра экономики Марата Р. САФИУЛЛИНА, объем капиталовложений в 2009 г. уменьшится примерно на 20%.
Standard & Poor`s, повышая инвестиционный рейтинг Татарстана, в прошлом году делало ставку на профицит бюджета на уровне 10‑15%. Пока прогноз не пересматривали, но Ирина ПИЛЬМАН, кредитный аналитик Standard & Poor`s, отмечает, что недостаток бюджета Татарстана — в его низкой гибкости. «Татарстан зависим от налоговых поступлений нефтяной компании ОАО «Татнефть», они обеспечивают большую часть доходов республики», — отмечает она.
Ничего критического в пересмотре бюджета и снижении его доходов аналитики не видят. «Бюджет республики при прежних данных был бы невыполним, а это куда большая опасность, чем пересмотр прогнозов. Нефть давно уже не стоит столько, сколько указано в прогнозе», — отметил Дмитрий БАРАНОВ, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент».
Правительство сокращает расходы
Нестабильность ситуации, снижение доходов и невозможность долгосрочного прогнозирования заставили Правительство РТ сокращать расходы уже с января этого года. Пока расходная часть бюджета республики исполнена на 17% к годовому плану. Из них, по словам чиновников, больше половины ушло на оплату труда бюджетников. Остальные средства потратили на социальное обеспечение населения, лекарства для льготников и оплату коммунальных услуг.
Уменьшили в первую очередь расходы на содержание органов государственного управления. Порядка 10% расходов на данную статью удалось сэкономить за счет сокращения штата сотрудников. Только аппарат Исполнительного комитета Казани уменьшился на 15%. Сократили количество служебного автотранспорта, ограничили командировочные расходы, траты на связь, пересмотрели оплаты труда чиновников. Принятые меры позволили городскому бюджету сэкономить в 2009 г. около 300 млн руб.
Рустам Минниханов заявил, что нужно и дальше оптимизировать траты и дал задание подготовить предложения. Уже решили сократить или частично приостановить некоторые инвестиционные проекты. Председатель комитета Госсовета Татарстана по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат ГАЛЕЕВ отметил, что все инвестпроекты с участием бюджета республики перенесены на третий и четвертый кварталы года. По словам министра экономики РТ, эта мера позволит сэкономить порядка 8 млрд руб. В целом изменения в бюджете Татарстана на 2009 г. снизят текущие расходы на 20%.
Скорректированный бюджет РТ с учетом изменения федерального бюджета и финансирования объектов Универсиады в Казани представят в Государственный Совет РТ уже в мае. Премьер‑министр республики заверил, что все государственные обязательства перед населением будут выполнены. Также он пообещал, что ряда программ экономия не коснется. К ним относятся программы занятости населения, организация летнего отдыха детей, программы поддержки малого и среднего предпринимательства.
Экономить пришлось не только на запланированных расходах, но и на оперативной поддержке предприятий. За прошлые полгода республикой был сформирован республиканский и муниципальный перечень из 732 предприятий, претендующих на господдержку как компании, значимые для экономики республики и ее муниципальных образований. Но пока из всех этих предприятий средства получило только КАПО им. Горбунова. Остальные ожидают поступления денежных средств.
Денег бюджета не хватило не только на поддержку предприятий, но и коммунальщиков, столкнувшихся с кризисом неплатежей. По словам директора ОАО «Татэнергосбыт» Марата МИНИБАЕВА, вследствие хронических неплатежей компания в текущем году планирует убытки на 1,6 млрд руб. По его оценке, недостаток бюджетных средств, необходимых для финансирования очередных расходов в ОАО «Татэнергосбыт», достиг 800 млн руб. Радик Гайзатуллин озвучил задолженность бюджетных учреждений по оплате коммунальных услуг по состоянию на 1 апреля 2009 г. в размере 9,3 млн руб. «Если в ближайшее время положение не изменится, ОАО «Татэнергосбыт» рискует потерять статус гарантирующего поставщика», — констатировал Марат Минибаев.
Федеральная поддержка
Для поддержания республиканского бюджета активно привлекаются федеральные средства. В первом квартале 2009 г. Татарстан уже получил кредиты на 4,15 млрд руб. из федерального бюджета для исполнения первоочередных расходов и погашения кредитов, привлеченных в прошлом году. Планируются и новые кредитные транши на срок от одного до трех лет. По словам министра финансов, привлечь деньги будет непросто: «Одним из условий получения средств является серьезное сокращение расходной части бюджета — некоторые статьи придется урезать на 50%, некоторые — на 80%. К тому же республике придется еще доказать, что ситуация с доходной частью у нас очень напряженная». В первую очередь речь идет об инвестиционных проектах республики.
Продолжается реализация уже запущенных программ по схеме софинансирования двух бюджетов. Так, на капитальный ремонт Татарстан в этом году получит 4,71 млрд руб. из Фонда содействия реформированию жилищно‑коммунального хозяйства. По отдельной программе федеральный бюджет выделил 500 млн руб. для обеспечения жильем ветеранов Великой Отечественной войны в Татарстане.
На проектирование и строительство объектов Универсиады Правительство РФ отвело 7,3 млрд руб. Но это не окончательная сумма, общий объем инвестиций федерального бюджета в объекты казанской Универсиады не называется. По оценке экспертов, он составит порядка 16 млрд руб.
По словам мэра Казани Ильсура МЕТШИНА, дополнительно на обновление транспортной инфраструктуры Казани к Универсиаде‑2013 необходимо 299 млрд руб. Основную долю этой суммы составляет перенос железнодорожного вокзала из центра города на улицу Воровского, а также реконструкция железнодорожной ветки до аэропорта и организация движения здесь скоростных электричек.
Финансирование обновления транспортной инфраструктуры ведется из нескольких источников: 92 млрд руб. выделит федеральный бюджет и 79 — республиканский. Оставшиеся 128 млрд руб. ранее намеревалась выделить «Росжелдорипотека» (дочерняя структура ОАО «РЖД»). Но сейчас планы инвестора изменились. Рустам Минниханов сообщил, что из‑за кризиса финансирование этих проектов, скорее всего, будет уменьшено, поэтому от переноса вокзала придется отказаться, но ветка до аэропорта будет построена.
Также Центробанк с осени прошлого года выдал татарстанским банкам в виде субординированных кредитов порядка 555 млрд руб. для «оживления» реального сектора экономики. Аналитики ожидают, что эти кредиты в итоге повысят и объем налоговой прибыли бюджета Татарстана в пределах 10%.
Правительство сосредоточилось на новых программах
С конца прошлого года правительство РТ занимается разработкой дополнительных программ поддержки незащищенных слоев населения. На рассмотрении правительства находится программа индексации соцподдержки. Ее суть в том, что в случае превышения запланированного уровня инфляции на 10% все социальные выплаты по всем соцпрограммам увеличиваются пропорционально. Учитывая, что в действующем бюджете РТ инфляция заложена на уровне 7% годовых, такая программа необходима.
Кроме того, Минэкономики РТ предложило правительству РФ повысить ввозные пошлины на сельскохозяйственную продукцию, чтобы поддержать местных производителей. А также создать лизинговый фонд для реконструкции и модернизации коммунальной инфраструктуры.
По словам министра экономики РТ, в текущем году расходы бюджета будут в большей степени направлены на реализацию конкретных программ, а не на текущие расходы. А в 2010 г. средства на выполнение программ должны достигнуть 75% от общего объема расходов республиканской казны. Это означает более активное участие республики в программах финансирования бизнеса и социального сегмента. «В 2008 году доля программной части расходов бюджета республики составила 28‑30%, в 2009‑м запланировано 52%», — отметил министр экономики.
Увеличивать показатели можно и за счет более активного участия в программах России. Так, в 2008 г. республика участвовала только в 9 из 47 федеральных целевых программ.
В целом, экономисты, опрошенные «ДК», называют реакцию правительства республики на сложившуюся финансовую ситуацию довольно оперативной и точной. Большое внимание уделяется социальной поддержке, объективно сократились расходы на содержание госаппарата. Единственное упущение — нет эффективных программ для поддержки бизнеса. Но пока поправки в бюджет не внесены, выводы делать рано.
Аналитики прогнозируют, что Татарстан пострадает от кризиса меньше других регионов. «По итогам 2009 года валовый региональный продукт Татарстана может быть ниже показателей 2008 года всего на 10‑15%», — отметил Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент». — Среди остальных регионов страны, и в частности ПФО, Татарстан выглядит одним из наиболее стабильных».
Не хватает льготных кредитов
Равиль Сабиржан,
генеральный директор ООО «Татполиграф»
Очевидно, что рассчитывать на поддержку государст¬ва в это сложное время не приходится. Я не верю, что с новыми поправками в республиканский бюджет бизнес получит налоговые послабления. Буду рад, если они не увеличатся. В качестве поддер¬жки бизнесу сегодня нужны льготные кредиты. Моя компания успела воспользоваться одной из программ, реализуемых через муниципальный Банк Казани. Взяли два кредита — на 3 и 4 года под 14% годовых. Эти средства нас очень поддержали. Но, к сожалению, данную кредитную программу уже свернули. На субсидии мы не претендуем, но бизнесу нужно побольше недорогих кредитных ресурсов с низкой процентной ставкой.
прогноз
Бизнесу нужны налоговые льготы
Валерий Абсалямов
директор ЦДН «Валери», президент Гильдии риэлторов РТ
В сложившейся ситуации бизнес нуждается в поддержке государства. Но расширять предприятия и наращивать обороты сейчас решатся немногие. Задача большинства из нас — сохранить бизнес и коллектив. Поэтому наиболее ценной будет поддержка в виде снижения текущих расходов компании — уменьшения коммунальных расходов, налоговые послабления на 1 2 года. Если говорить о риэлторском бизнесе, то для наших компаний получение льготных кредитов не интересно. Это не повысит угасающий спрос на услуги, а создаст лишь дополнительное обременение.
Антикризисные программы стоят Татарстану 5% ВРП
Перечень утвержденных антикризисных программ Республики Татарстан и объем их финансирования
генеральный директор ООО «Татполиграф»
Очевидно, что рассчитывать на поддержку государст¬ва в это сложное время не приходится. Я не верю, что с новыми поправками в республиканский бюджет бизнес получит налоговые послабления. Буду рад, если они не увеличатся. В качестве поддер¬жки бизнесу сегодня нужны льготные кредиты. Моя компания успела воспользоваться одной из программ, реализуемых через муниципальный Банк Казани. Взяли два кредита — на 3 и 4 года под 14% годовых. Эти средства нас очень поддержали. Но, к сожалению, данную кредитную программу уже свернули. На субсидии мы не претендуем, но бизнесу нужно побольше недорогих кредитных ресурсов с низкой процентной ставкой.
прогноз
Бизнесу нужны налоговые льготы
Валерий Абсалямов
директор ЦДН «Валери», президент Гильдии риэлторов РТ
В сложившейся ситуации бизнес нуждается в поддержке государства. Но расширять предприятия и наращивать обороты сейчас решатся немногие. Задача большинства из нас — сохранить бизнес и коллектив. Поэтому наиболее ценной будет поддержка в виде снижения текущих расходов компании — уменьшения коммунальных расходов, налоговые послабления на 1 2 года. Если говорить о риэлторском бизнесе, то для наших компаний получение льготных кредитов не интересно. Это не повысит угасающий спрос на услуги, а создаст лишь дополнительное обременение.
Антикризисные программы стоят Татарстану 5% ВРП
Перечень утвержденных антикризисных программ Республики Татарстан и объем их финансирования
|
Программа
|
Объем финансирования
|
1
|
Программа по обеспечению жильем граждан на льготных условиях — социальная ипотека
|
17,1 млрд руб.
|
2
|
Программа развития транспортного комплекса РТ
|
14,1 млрд руб.
|
3
|
Проведение капитального ремонта многоквартирных домов
|
9,7 млрд руб.
|
4
|
Комплексный план по преодолению негативных последствий влияния глобального финансового кризиса в республике
|
1,2 млрд руб.
|
5
|
Программа поддержки автопроизводителей (на приобретение автомобильной и коммунальной техники ОАО «КАМАЗ» и ООО «Соллерс»)
|
1,3 млрд руб.
(софинансирование бюджетов РФ и РТ) |
Источник: Министерство экономики РТ.
Прогноз изначального бюджета
Базовый план принятого трехлетнего бюджета РТ
Базовый план принятого трехлетнего бюджета РТ
Показатель
|
Первоначальный прогноз
|
Уточненный
прогноз |
Объем ВРП, млрд рублей
|
720,5
|
877
|
В сопоставленных ценах, % к показателю 2008 года
|
82%
|
97%
|
Индекс потребительских цен, в % к декабрю 2008 года
|
112%
|
113%
|
Объем отгруженной продукции, млрд рублей
|
557,7
|
750
|
Индикатор промышленного производства, в % к предыдущему году
|
77%
|
85,2%
|
Объем инвестиций, млрд рублей
|
187,7
|
240
|
В сопоставленных ценах, в % к прошлому году
|
72,8%
|
80%
|
Валовый продукт сельского хозяйства, млрд рублей
|
121,9
|
141,3
|
В сопоставленных ценах, в % к прошлому году
|
90%
|
104,6%
|
Оборот розничной торговли, млрд рублей
|
355,1
|
405
|
В сопоставленных ценах, в % к прошлому году
|
85%
|
104,5%
|
Среднемесячная заработная плата, в % к прошлому году
|
90,2%
|
95%
|
Хронология принятия бюджета
26.11.08
Принят Государственным Советом РТ Бюджет РТ на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.
20.12.08
Вступил в силу Бюджет РТ на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.
15.01.09
Госсовет принял изменения в бюджет
15.01.09
Министр экономики РТ озвучил пессимистичные прогнозы экономических показателей на 2009 г.
16.04.09
Министр финансов РТ на республиканском совещании рассказалоб итогах I квартала 2009 г.
27.04.09
Министр экономики РТ подвел итоги социально-экономического развития Татарстана в начале 2009 г. и озвучил более оптимистичные прогнозы
Принят Государственным Советом РТ Бюджет РТ на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.
20.12.08
Вступил в силу Бюджет РТ на 2009 г. и на плановый период 2010 и 2011 гг.
15.01.09
Госсовет принял изменения в бюджет
15.01.09
Министр экономики РТ озвучил пессимистичные прогнозы экономических показателей на 2009 г.
16.04.09
Министр финансов РТ на республиканском совещании рассказалоб итогах I квартала 2009 г.
27.04.09
Министр экономики РТ подвел итоги социально-экономического развития Татарстана в начале 2009 г. и озвучил более оптимистичные прогнозы