Меню

Татарстанские автомобили переведут на газ

Татарстан заключил соглашение с «Газпромом», согласно которому в течение пяти лет республика переведет свой транспорт на газ. Рынок может вырасти в 5 и даже 10 раз, но при административном воздействии

Татарстан стал одним из 10 пилотных регионов, в которых будет реализована программа развития рынка газомоторного комплекса. Об этом стало известно 6 марта в ходе визита в Казань председателя Совета директоров ОАО «Газпром» Виктора Зубкова. До 1 апреля 2013 г. рабочая группа с участием представителей Татарстана и ОАО «Газпром» должна представить проект программы постепенного перехода республиканских автомобилей на газомоторное топливо. Ближайшая цель программы до конца 2017 г. перевести на газ до 30 тыс. автомобилей Татарстана. Это весь общественный транспорт, коммунальная техника (кроме специальной), машины, принадлежащие муниципалитету, заявил президент Татарстана Рустам Минниханов.

 

Предполагается, что благодаря переходу на газ предприятия ЖКХ, малый и средний бизнес, сельское хозяйство окажутся в выгоде за счет более низкой стоимости газомоторного топлива. В перспективе можно перевести на газ весь строительный комплекс, общественный транспорт, считают в правительстве. По подсчетам Минтранса РТ, переоборудование одного автобуса 2010 г. выпуска под газ обойдется в 2 млн руб., а экономия на эксплуатационных расходах составит 400 тыс. руб. в год, то есть затраты окупятся за 5 лет.

 

Начальник отдела аналитики АА «АВТОСТАТ» Андрей Топтун считает, 2 млн руб. за переоборудование автобуса – цена завышенная. «На Украине, где метан как топливо гораздо более распространен, чем в России, и переоборудование автомобилей под метан и газодизель как бизнес существует давно, цены на переоборудование меньше в несколько раз», - сравнивает г-н Топтун. Он считает, что  основную выгоду от реализации проекта получат компании, занимающиеся переоборудованием стандартной техники для работы на метановом топливе.

 

Директор ЗАО ТТЦ «Агрегатдиагностсервис» Сергей Архипов не согласен с аналитиком, по его мнению, на рынок автомобильного газового оборудования Татарстана эта новость влияния не окажет: 30 тыс. машин — это не так много в масштабах всего Татарстана. Кроме того он считает, что госзаказ распределят между «своими». «Министерство устроит торги, как обычно, найдут компанию, которая у них на подхвате, сватья-братья. А компании типа нашей останутся не у дел. Разве что обслуживанием мы займемся», - сказал «ДК» г-н Архипов. По его данным, компаний, занимающихся установкой газового оборудования легально, в городе максимум пять; работающих нелегально, без сертификата — 10-15.

 

Директор компании «ШАНС» Денис Савельев считает, что если будут переоборудовать старые машины, а не закупать новые, то и новые игроки на рынке по установке появятся, и те, кто уже сегодня работают, без работы не останутся.

 

Основную выгоду от массового перевода машин на газомоторное топливо могут стать компании, занимающиеся именно производством автомобилей на газу, сказала «ДК» аналитик Инвесткафе Юлия Войтович. На госзаказ будет явно претендовать «КАМАЗ» и производитель газового оборудования «РариТЭК», которые уже презентовали 6 марта г-ну Зубкову и Минниханову свою продукцию.

 

Что касается рынка продаж топлива, то его программа может «встряхнуть». «По метану у нас три заправки на весь город Казань, а по трассам они стоят лишь через каждые 100 км. Но если 30 тысяч автомобилей будут в среднем заправляться два раза в день, то существующие автозаправки просто не выдержат», - сказал «ДК» г-н Савельев. Между тем он не считает, что работающие продавцы бензинового топлива пострадают от программы - заправки загружены по полной, там стоят очереди, говорит он.

Однако аналитики считают, что с началом реализации программы объемы продаж бензина и дизтоплива могут снизиться, но только при административном воздействии на частников со стороны татарстанских властей. По мнению аналитика FIBO Group Анатолия Воронина, скорее всего, заработать на газификации автомобилей сможет ограниченное количество предприятий, участвующие в обслуживании муниципального транспорта. «Рынок может увеличиться в 5 и даже 10 раз, но произойдет это скорее за счет административных решений», - считает аналитик.

А вот частные компании, скорее всего, будут сильно сопротивляться настойчивому стремлению властей перевести автомобили на газ — даже несмотря на возможные льготы, считает аналитик. Между тем президент Минниханов уже заговорил о мерах стимулирования спроса для частных автовладельцев. Он предложил ввести экологический налог для тех, кто ездит на обычном топливе, а также поручил рассмотреть, какие можно предоставить преференции, чтобы поддержать переоборудование транспорта. Сегодня газовое топливо не пользуется популярностью, даже несмотря на высокую цену бензина и солярки, сказал «ДК» аналитик. Загрузка газовых заправок составляет порядка 15% от их мощности.