Меню

Татарстанский турбизнес научат "1000 и 1 удовольствию"

В Казани представили программу развития туристической отрасли Татарстана «Visit Tatarstan». Власти заявляют, что это не единичный бренд, а полноценная стратегия, которая увеличит туроборот в 5 раз.

25 марта в казанской «Ривьере» Государственный комитет по туризму и Центр развития туризма Татарстана презентовали профессиональным участникам рынка программу «Visit Tatarstan», на которую в ближайшее время будет переориентирована вся туристическая отрасль республики. Создав яркий визуальный стиль и общую идеологию для сегмента, разработчики надеются «повысить благосостояние Татарстана». Турбизнес же вспоминает о прошлогоднем опыте внедрения "всадника Канделаки" и опасается в таких условиях «потерять лицо».   
 
По расчетам заказчиков программы, Татарстана получит «повышение доходов и благосостояния», развитие всех видов бизнеса и создание новых рабочих мест. Обошлась идея «1000 и 1 удовольствия» татарстанскому бюджету в 2,2 млн рублей, сообщил глава Госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов. С 1% от доли ВРП туризм в Татарстане должен в к 2030 году составить 5%, превысив 89 млрд рублей.
 
«Visit Tatarstan» - единая траектория движения, единые стандарты и единые правила игры для отрасли. Как заявил Сергей Иванов, нужно продвигать не отдельные города и достопримечательности, но образ жизни. Внедрять программу «Visit Tatarstan» начнут по двум каналам: внешнее маркетинговое продвижение Татарстана как туристского направления и приведение индустрии туризма в самой республике в соответствие с программой.
 
Как заявила на презентации директор АНО «Центр развития туризма Татарстана» Оксана Саргина, начат процесс регистрации товарного знака «Visit Tatarstan», и ближе к 2017 году будет объявлен конкурс на право использования фирменного стиля и элементов дизайна для производства сувенирной продукции, одежды, право официального оператора на производство продукции.
 
Бизнесу предстоит пройти аккредитацию на участие в программе – для гостиниц, средств размещения, ресторанов, туроператоров и лицензирование – для производителей. Частично использование официальной символики будет бесплатным, но за часть предстоит заплатить, предупреждают в госкомитете по туризму.
 
Сейчас власти ищут компании, способные качественно передать цвет визуального стиля, и отбор пройдут как татарстанские, так и российские компании. Но, как говорит Сергей Иванов,  татарстанские производители получат неограниченные права использования нового визуального стиля.
 
Туроператоры смогут использовать стиль бесплатно, но им необходимо будет согласовать его нанесение. 
 
 
Сувениры в рамках концепции директор INSTID предлагает создавать двух видов: те, которые будут непосредственно напоминать о Татарстане, и другие важные предметы - без логотипов и прямых отсылок. Такие вещи, как говорит директор института идентичности INSTID Наташа Гранд, будут напоминать о Татарстане, но использоваться в самых прикладных и бытовых целях.
 
Они будут «нести кусочек счастья», говорит она. Сделать «татарстанскими» британский институт предлагает все, вплоть до рубашек, чехлов на чемоданы и женские современные платки.
 
 
Работа над программой велась год. Пестрые принты на красном фоне – именно так дизайнеры, посоветовавшись с татарстанскими компаниями, отобразили республику визуально. Как заявила журналистам директор института идентичности INSTID Наташа Гранд, в основу образов был взят принцип тканей, перекрывающихся и блестящих - как сатин:
 
«Мы стремились, чтобы стиль стал метафорой характера Татарстана, как татарская кухня: богатый, разнообразный, насыщенный, яркий, полный радости и довольства», - говорится в описании визуального стиля. Но изображения, которыми теперь будут снабжать всю туристическую индустрию Татарстана – это только часть программы «Visit Tatarstan».
 
Идеология масштабного международного проекта, как заявил на презентации руководитель государственного комитета по туризму РТ Сергей Иванов, строится исключительно на эмоциях. Главное, что должны получить туристы в Татарстане – это удовольствие. Завлекать туристов в Татарстан обещают «полным довольством» всех пяти органов чувств – 1000 и 1 удовольствием.
 
«Татарстан 1000 и 1 удовольствия»: напряжение + расслабление
 
Концепция «Visit Tatarstan» родилась после долгой работы сначала в самой республике – авторы проводили интервью, гуляли по историческим местам, ужинали в татарской семье, потом и за рубежом – выясняли мнение о республике у иностранцев. На основе всех этих данных разработчики пришли к неожиданному выводу. 
 
Как выяснили британские и татарстанские специалисты, общее свойство татарстанцев, оказывается, проявляется в двух аспектах: напряжение – умение упорно работать, достигать цели, создавать лучшее, и расслабление – умение расслабиться, создать душевный комфорт себе и другим.
 
«Некое ощущение, по-татарски говоря, «рэхэтлэнеп», пояснила во время презентации директор АНО «Центр развития туризма Татарстана» Оксана Саргина.
 
«Массу удовольствия» туристы смогут получить в еде, эстетике, развлечениях, культуре, истории, предупреждают авторы туристического проекта.
 
Удовольствие туристам будут доставлять через желудок – разрабатывается современная и интересная туристам татарская кухня, слух – в рамках программы государство намерено поддерживать местных современных музыкантов, тактильное – планируется запуск современных тканей с запоминающейся фактурой, зрение – визуальный стиль и фильмы, и даже ароматы.
 
«Visit Tatarstan» - это не бренд
 
Как говорит Оксана Саргина, в рамках программы к единому стилю и предложению для туриста будет приведен весь Татарстан – в том числе, и районы. Власти, совместно с бизнесом будут формировать «нужный образ» и «управлять репутацией».
 
Программа будет способствовать созданию в Татарстане своего собственного, уникального образа жизни, пояснила Оксана Саргина. 
 
На презентации гости вспомнили разработчикам и бренд культурного наследия Татарстана, который представляли президенту Рустаму Минниханову в прошлом году. Но глава госкомитета по туризму Сергей Иванов пояснил: «Visit Tatarstan» - это программа со своим собственным стилем, нацеленная именно на туристичую аудиторию, это не бренд. 
 
Наташа Гранд, управляющая институтом INSTID, который являлся субподрядчиком «Апостола» Тины Канделаки при создании бренда культурного наследия, отметила, что бренд был нацелен на внутреннюю, молодежную аудиторию, и направлен на формирование партиотических настроений в самом Татарстане. В то же время участники рынка отметили, что "всадник Канделаки" не был принят общественностью, поэтому практически не используется.
 
Бизнес не хочет «терять лицо»
 
Участники рынка и гости презентации не смогли однозначно оценить визуальный проект «Visit Tatarstan». Депутат государственного совета Татарстана Рафис Бурганов сообщил, что «что-то ему понравилось сразу, что-то показалось не татарским и не татарстанским».
 
Президент ассоциации туристических агенств Татарстана Рамиль Мифтахов заявил, что «вся та визуализация, которая представлена, прекрасно ложиться на формацию «Татарстан – 1000 и 1 удовольствие». Все это воспринимается очень комфортно», - говорит он.
 
Директор туристического агентства «Travel and work» Юлия Таланова считает, что общая концепция выглядит привлекательно, но нужно обговаривать условия ее использования.
 
«Конечно, общая концепция и цвета – нравятся. Очень красиво. Как внедрять это в работу, это совсем другой разговор. У каждой компании есть свое лицо. Может быть, здесь нужно палитру создавать, по другому раскладывать эти узоры. В любом случае, еще нужно разговаривать. Возможно, какой-то лейбл ставить, как мы уже обсуждали, на каталоге, например, может быть, канву общую пустить. Но прямо полностью переходить на эти узоры – это значит «потерять» свое лицо», - говорит Юлия Таланова.
 
Представители туриндустрии признались, что на презентации не услышали главного – в чем же заключается татарстанская аутентичность, ведь гостеприимство свойственно всем регионам.
 
Управляющая отелем «Релита» Гульнара Сафина, участвовавшая в обсуждениях концепции с разработчиками призналась, что яркие цвета, действительно, вызвали дискуссии среди профессионалов отрасли, но в этом и особенность стиля – он не останется незамеченным, считает она.
 
«Здорово, что это не просто картинки, понятна стратегия продвижения. И игрокам рынка понятно, какую роль каждый из нас будет выполнять.У бизнеса спрашивали наше мнение, и дискуссии на эту тему были достаточно горячие. Но, на мой взгляд, все, что вызывает горячую полемику и дискуссии, значит это яркое, необычное, инновационное и затрагивающее сердца. Если это наши сердца затронуло, значит, это затронет и сердца туристов».
 
Визуальный стиль программы «Visit Tatarstan» уже представили на международных выставках в Москве. Как говорят участники, в этом случае пестрые и яркие цвета помогли Татарстану выделиться на фоне других участников.
 
«Сейчас мы только приехали с выставок. В Москве проходили выставки «Интурмаркет», «MITT» (Путешествия и туризм). Наш стенд был изготовлен в стиле бренда «Visit Tatarstan» и он действительно выделялся. Стенд был точкой притяжения. Находясь немного в глубине, он привлекал всеобщее внимание, на фоне безликих, не в обиду будет сказано, других экспанентов», - рассказала Гульнара Сафина.
Карина Каримова
Иллюстрации: Instid