Подписаться
Курс ЦБ на 23.11
102,57
107,42

Будущее Казани определят активные бизнесмены и граждане

Марат Сафиуллин,директор Центра перспективных экономических исследований при АН РТ, проректор по вопросам экономического и стратегического развития Приволжского федерального университета

Практика показала, что нет ничего, что не мог бы эффективно делать частный бизнес

Марат Сафиуллин,
директор Центра перспективных экономических исследований при АН РТ, проректор по вопросам экономического и стратегического развития Приволжского федерального университета

Главная беда городского развития в том, что менеджмент Казани и жители города автономны друг от друга. Управленцы постоянно стараются что-то сделать для населения, руководствуясь благими намерениями по своему усмотрению. Это неверный подход. Нельзя что-то сделать за человека директивно — население само должно определять приоритеты, что ему нужно. Горожане говорят — нужно метро, мэрия — построим метро; нужна библиотека — будет библиотека. Только тот, кто живет в конкретном дворе, сможет определить, как его благоустроить. А пока подходим ко всему типично по-социалистически — стремимся везде построить памятники. Это причина той архитектурной серости, о которой справедливо начал недавно говорить глава города Ильсур Метшин.

Более того, население должно участвовать в городских проектах и финансово. Мы ведь все хозяева своего города и подходить должны к этому по-хозяйски. Но нет у нас в населении предпринимательской жизни — все только ждут, когда что сделает обезличенное «государство».

А я считаю, что задача государства — создать условия, выгодные всем участникам, а не делать все за всех, подавляя экономическую активность. Но в задачи государства не входит обеспечение всех работой. Основная задача нормального государства — обеспечить условия, чтобы при помощи них вы самореализовались. Государство — это не большой собес, не больница.

В моем понимании — идеальное общество то, в котором каждый человек сам попробовал вести бизнес. Это совсем иное мышление, иные подходы к жизнеустройству. Кроме того, практика показала — нет ничего, что не мог бы эффективно делать частный бизнес.

Вы спросите, зачем это надо бизнесу? В экономике закон очень простой: то, что не имеет стоимости, того не существует. Если деятельность интересна, на нее есть спрос, значит, это можно продавать. Значит надо делать такие городские проекты, в которых все хотели бы поучаствовать.

Конечно же, основная инфраструктура должна быть, и, несомненно, главным инициатором выступит государство. Но нельзя, чтобы оно стало единственным участником. Малый, частный бизнес более активны, динамичны и восприимчивы к рыночным изменениями и потребностям наших граждан.

Давайте не будем делать ставку только на спорт. А купим хотя бы одного профессора-химика — это будет только сотая часть от стоимости одного хоккеиста «Ак Барса». Но химик потребует для работы время, а у нас же все — бизнес, все хотят быстрой отдачи на вложенный капитал. Мне возразят: «Когда твой профессор окупится, как Лобачевский?». Да и какой профессор с мировым именем поедет в Казань, если ему не предложить интересную бизнес-схему? Кому захочется работать в нищете? Поэтому спрос на специалистов должен идти со стороны и предприятий, и государства, и муниципалитетов. В противном случае больших проектов в Казани не создашь, субъективизм и коррупция потихоньку все повернут в привычнее русло.

Возможно ли тратить на науку сумму, сопоставимую с тратами на профессиональный спорт? Конечно, вкупе с образованием спорт даст, несомненно, большие результаты. В стратегической перспективе, чем содержать наемников, которые в любой момент, как закончатся деньги, тебя бросят, выгоднее всегда «выращивать» своих чемпионов.

Вторая наша ошибка — строить по аналогии с соседними городами или странами. По принципу, если у кого-то есть, то и нам надо, «все ведь не могут ошибаться». Согласен, у нас нет океанария, планетария, нормального зоопарка — и это все можно построить. Но тогда Казань станет типовым городом. Таким образом, мы не только идем «за всеми», но, к сожалению, одновременно, теряем наши отличительные особенности, своеобразие, которые и определяют исконные конкурентные преимущества, в которых мы исторически и культурно сильны. Не надо конкурировать в том, в чем уже есть признанные авторитеты и откуда нас легко могут вытеснить те, у которых больше финансовых возможностей. Давайте развивать собственные преимущества и поддерживать наших активных граждан. Для этого есть хороший пример — проект MADE IN KAZAN. Были привлечены лучшая молодежь, весьма колоритные и авторитетные сторонние эксперты, специалисты и ученые. Проект очень удачно начался, и хотелось бы, чтобы это не осталось только предвыборным манипулированием гражданами.

Марат Сафиуллин

Колонка написана специально для «Делового квартала»

Самое читаемое
  • «Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»«Человеком года — 2024» стал Дмитрий Мраморов, «СКБ Контур»
  • Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!Солнечный Баку. И даже когда дождливый — все равно солнечный!
  • «Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?«Сбережений слишком много». Заморозка вкладов: бессмыслица или очевидный вариант?
  • «Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»«Ценно, что премия «Человек года» не застыла в металле. Она открывает нам новых героев»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.