Будущее Казани определят активные бизнесмены и граждане
Марат Сафиуллин,директор Центра перспективных экономических исследований при АН РТ, проректор по вопросам экономического и стратегического развития Приволжского федерального университета
Марат Сафиуллин,
директор Центра перспективных экономических исследований при АН РТ, проректор по вопросам экономического и стратегического развития Приволжского федерального университета
Главная беда городского развития в том, что менеджмент Казани и жители города автономны друг от друга. Управленцы постоянно стараются что-то сделать для населения, руководствуясь благими намерениями по своему усмотрению. Это неверный подход. Нельзя что-то сделать за человека директивно — население само должно определять приоритеты, что ему нужно. Горожане говорят — нужно метро, мэрия — построим метро; нужна библиотека — будет библиотека. Только тот, кто живет в конкретном дворе, сможет определить, как его благоустроить. А пока подходим ко всему типично по-социалистически — стремимся везде построить памятники. Это причина той архитектурной серости, о которой справедливо начал недавно говорить глава города Ильсур Метшин.
Более того, население должно участвовать в городских проектах и финансово. Мы ведь все хозяева своего города и подходить должны к этому по-хозяйски. Но нет у нас в населении предпринимательской жизни — все только ждут, когда что сделает обезличенное «государство».
А я считаю, что задача государства — создать условия, выгодные всем участникам, а не делать все за всех, подавляя экономическую активность. Но в задачи государства не входит обеспечение всех работой. Основная задача нормального государства — обеспечить условия, чтобы при помощи них вы самореализовались. Государство — это не большой собес, не больница.
В моем понимании — идеальное общество то, в котором каждый человек сам попробовал вести бизнес. Это совсем иное мышление, иные подходы к жизнеустройству. Кроме того, практика показала — нет ничего, что не мог бы эффективно делать частный бизнес.
Вы спросите, зачем это надо бизнесу? В экономике закон очень простой: то, что не имеет стоимости, того не существует. Если деятельность интересна, на нее есть спрос, значит, это можно продавать. Значит надо делать такие городские проекты, в которых все хотели бы поучаствовать.
Конечно же, основная инфраструктура должна быть, и, несомненно, главным инициатором выступит государство. Но нельзя, чтобы оно стало единственным участником. Малый, частный бизнес более активны, динамичны и восприимчивы к рыночным изменениями и потребностям наших граждан.
Давайте не будем делать ставку только на спорт. А купим хотя бы одного профессора-химика — это будет только сотая часть от стоимости одного хоккеиста «Ак Барса». Но химик потребует для работы время, а у нас же все — бизнес, все хотят быстрой отдачи на вложенный капитал. Мне возразят: «Когда твой профессор окупится, как Лобачевский?». Да и какой профессор с мировым именем поедет в Казань, если ему не предложить интересную бизнес-схему? Кому захочется работать в нищете? Поэтому спрос на специалистов должен идти со стороны и предприятий, и государства, и муниципалитетов. В противном случае больших проектов в Казани не создашь, субъективизм и коррупция потихоньку все повернут в привычнее русло.
Возможно ли тратить на науку сумму, сопоставимую с тратами на профессиональный спорт? Конечно, вкупе с образованием спорт даст, несомненно, большие результаты. В стратегической перспективе, чем содержать наемников, которые в любой момент, как закончатся деньги, тебя бросят, выгоднее всегда «выращивать» своих чемпионов.
Вторая наша ошибка — строить по аналогии с соседними городами или странами. По принципу, если у кого-то есть, то и нам надо, «все ведь не могут ошибаться». Согласен, у нас нет океанария, планетария, нормального зоопарка — и это все можно построить. Но тогда Казань станет типовым городом. Таким образом, мы не только идем «за всеми», но, к сожалению, одновременно, теряем наши отличительные особенности, своеобразие, которые и определяют исконные конкурентные преимущества, в которых мы исторически и культурно сильны. Не надо конкурировать в том, в чем уже есть признанные авторитеты и откуда нас легко могут вытеснить те, у которых больше финансовых возможностей. Давайте развивать собственные преимущества и поддерживать наших активных граждан. Для этого есть хороший пример — проект MADE IN KAZAN. Были привлечены лучшая молодежь, весьма колоритные и авторитетные сторонние эксперты, специалисты и ученые. Проект очень удачно начался, и хотелось бы, чтобы это не осталось только предвыборным манипулированием гражданами.
Марат Сафиуллин
Колонка написана специально для «Делового квартала»