Казанские бизнесмены среднего возраста: Либо инвестиции в бизнес, либо в недвижимость
Как оказалось, предпочтения и опасения молодых и пожилых в целом похожи. Мы задали героям материала вопросы о том, куда они готовы инвестировать как частное лицо и в бизнесе, где видят свое
Как оказалось, предпочтения и опасения молодых и пожилых в целом похожи.
Мы задали героям материала вопросы о том, куда они готовы инвестировать как частное лицо и в бизнесе, где видят свое будущее и будущее своих детей.
30-40 ЛЕТ
генеральный директор компании «НЛБ-недвижимость», член совета, руководитель комитета по обучению и комитета по СМИ Гильдии риэлторов РТ. Образование: высшее военное, высшее психологическое, высшее юридическое. 34 года. Женат, двое детей.
Моя личная стратегия инвестирования опирается на надежность, гарантии сохранности инвестиций. Прежде чем определить инвестиционный инструмент, необходимо тщательно просчитать все возможные риски, и как следствие возможный доход. Причем я всегда рассчитываю две цифры: доходность при самом плохом раскладе и среднем. Если при плохом раскладе доходность менее 5-10%, то такой инструмент мне неинтересен, не говоря уже об отрицательном результате.
Главный инструмент для меня, конечно, недвижимость, так как лучше всего я разбираюсь именно в этой сфере, понимаю все процессы и могу сделать прогноз. Показатели доходности на казанском рынке недвижимости достаточно высокие, по сравнению, например показателями евпропейских городов. За 10 лет только инвестиционная доходность в Казани на рынке первичного жилья составила порядка 1000%, и это не учитывая доход от аренды. Хотя инвестором я себя не могу назвать.
Мне еще есть куда расти как эксперту. Оперативные сроки планирования (на насущные нужды) - месяц-два. В случае стратегических целей срок не менее 5 лет. Я готов вкладывать порядка 15-30% дохода, если считать в деньгах, но я больше предпочитаю в будущее вкладывать не финансы, а другие ресурсы. Самый мощный ресурс, которым мы обладаем – это время и наша энергия. Дивиденды таких инвестиций – это знания, опыт, умения, статус, которые дадут мне огромные возможности и средства к осуществлению всех моих планов, стратегий и даже самых безумных идей.
Мои дети учатся в обыкновенной гимназии, где в первую очередь уделяют внимание всестороннему развитию ребенка, коммуникабельности, интересу к жизни и, конечно же, знаниям. В дальнейшем будут учиться там, где образование будет на хорошем уровне и соответствовать их выбору по специальности, скорее всего в российских вузах.
Я вижу себя только в России, хотя могу предположить, что буду иметь какие-то интересы в других странах, связанные с отдыхом, моей работой. Мне очень нравится Чехия, Англия, Украина, ряд других мест, но переезжать туда на постоянное место жительства не хочу. Хотя, кто знает, как судьба повернется.
Максим Сперанский
Директор по развитию ООО «Синтекс-2». 38 лет. Женат, двое детей. Владелец двух предприятий (производство мебели и IT) и все доходы – в обороте этих предприятий.
Я живу по потребностям и, можно сказать, не инвестирую. Есть квартира, дом, машина – больше мне не надо. Банковские вклады не делаю, кредиты стараюсь не брать ни как руководитель, ни как частное лицо. Стремлюсь к самодостаточности. Ну, а изъять из предприятий деньги, чтобы положить их в банк или инвестировать в иное дело — не вижу смысла.
У моих предприятий еще есть возможность для роста. Дробить их неправильно: за тремя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Мой горизонт планирования — два-три года, не больше. В нашей стране трудно прогнозировать и планировать на более длинную перспективу. Даже на этот срок сложно, но в силу производственной стратегии приходится, потому что есть категории «окупаемость оборудования», «инвестиции в патенты». В IT тоже есть своя стратегия, но тоже года на два, не более. Загадывать, конечно, можно и на десятилетия вперед. Но это мечты, не планы.
Весь доход вкладываю в развитие предприятий. Конечно, есть личные потребности. Остальное идет на расширение компаний. Это в том числе технические средства. Например, скоро поеду на выставку в Милан – мне нужно оборудование для упаковки. Это – перспектива на полгода, запуск линии по упаковке. Это инвестиция для того, чтобы расширить границы отгрузки товара – мне нужна более качественная упаковка. Какую долю она займет из моих доходов, меня не очень интересует, я не задаюсь таким вопросом. Исходя из доходности на данный момент, мы стараемся полученную прибыль реинвестировать, в том числе в образование сотрудников.
Одна моя дочка ходит в садик, ей 4 года. Думаю, будет учиться в той же школе с английским уклоном, где учится старшая дочь – ей 11 лет. Мы пытаемся усиленно заниматься, в том числе с репетиторами, английским языком, потому что я считаю, что за ним будущее. Вижу, как отсутствие навыков говорения на английском мешает мне в работе, поэтому хотел бы, чтобы мои дети были «людьми мира». Я готов вкладывать в образование детей столько, сколько потребуется. Мне, думаю, по карману и элитное образование. Но до этого еще далеко. Мы не знаем, что будет через шесть лет, когда дочь пойдет учиться. Да и вдруг она захочет пойти на ветеринара, и какой смысл учиться на него в Англии?
В России и Татарстане меня все устраивает. Для общего развития мне достаточно тех поездок за рубеж, которые я совершаю много раз в год. Это полезно, чтобы понимать, что там не так сладко, как может казаться. Буду надеяться, что у нас будет улучшаться бизнес-климат. Многие уезжают, но за рубежом надо себя найти, понять, чем ты там будешь заниматься. Я там себя не вижу, по крайней мере пока.
Останутся ли мои дети в России, не знаю. Мне кажется, что и у нас можно получить хорошее образование. Поэтому дети должны начать учиться здесь, а где они дальше решат продолжить свою жизнь – другой вопрос.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ ОТВЕТЫ МОЛОДЫХ БИЗНЕСМЕНОВ В ВОЗРАСТЕ ОТ 20 ДО 30 ЛЕТ.
Подготовила Наталия Федорова