Приучили к готовому
В кризисный 2009-й «Бахетле» открывает два магазина в Москве: летом — на Тверской и в ближайшее время— на Можайском шоссе. Супермаркеты татарской кулинарии привлекают москвичей национальной фишко
В кризисный 2009-й «Бахетле» открывает два магазина в Москве: летом — на Тверской и в ближайшее время— на Можайском шоссе. Супермаркеты татарской кулинарии привлекают москвичей национальной фишкой и большим ассортиментом готовых блюд. Многие ТЦ Москвы приглашают компанию стать якорным арендатором.
Первый московский супермаркет «Бахетле» на Алтуфьевском шоссе открылся в ноябре 2006 г. Спустя три года компания готовится к открытию своего четвертого магазина, хотя изначально не было планов строить обширную федеральную сеть. «Мне хотелось создать небольшое торговое предприятие с качественным сервисом и ассортиментом,— вспоминает основатель и владелица «Бахетле» Муслима Латыпова.— Супермаркет от слова «супер». Первый казанский магазин, открытый на собственные средства компании, получился именно таким. После августовского дефолта 1998-го продуктовые магазины cияли пустыми витринами, а в «Бахетле» полки ломились от изобилия продуктов и блюд собственного приготовления. Ставку сделали именно на совмещение классического супермаркета и кулинарии. Тогда это было ноу-хау не только для Татарстана, но и для России. Количество готовых блюд в магазинах было мизерным, а в «Бахетле» продавались и выпечка, и салаты, и вторые блюда. «В республике, где каждая хозяйка должна уметь хорошо готовить, открывать такой формат было очень рискованно, к будущему нашего предприятия относились скептически,— не скрывает Муслима Латыпова.— Но мы верили, что продукция будет востребована. Я хоть и живу в Татарстане всю жизнь, не могу сказать, что хорошо готовлю. Один раз попыталась испечь пирог мужу, но напутала с рецептом и решила больше не экспериментировать: каждому свое!»
Чак-чак в подарок
Через пару лет выпечка и национальные сладости из «Бахетле» стали традиционным казанским сувениром. Чак-чак везли в Москву в качестве подарка, в магазины приводили иногородних гостей, чтобы выбрать и закупить продукты для праздничного стола.
«При подготовке к тысячелетию в Казань приезжало много известных людей, их угощали нашими блюдами, и многие спрашивали, когда же вы откроетесь в Москве?»— продолжает г-жа Латыпова.
Идея открыться в Первопрестольной на тот момент уже зрела. В Татарстане успешно работало 8 супермаркетов. Еще один повод— хотелось оптимизировать логистику. Компания отправляла в Москву пустые грузовики за товаром, а теперь можно было нагрузить их продукцией казанского производства для московских супермаркетов.
Поэтому когда Наина Ельцина в очередной раз поинтересовалась, когда же можно будет купить татарскую выпечку в Москве, Муслима Латыпова ответила: «Скоро!»
«Как же вы все это повезете в Москву?»— спросила экс-первая леди страны. «Зачем везти, мы все это там приготовим»,— недоумевала хозяйка «Бахетле».
Новые рецепты разрабатывались для московских супермаркетов еще и с учетом того, что столичные покупатели следят за калориями. Например, большим спросом в «Бахетле» пользуется диетическая конина.
Производственные цеха во всех супермаркетах расположены за стенами торгового зала. Это позволяет продавать все блюда сразу после их приготовления. В Москве пошли по тому же пути. Исключением стали блюда, которые подвергаются глубокой шоковой заморозке, такие как пельмени, вареники. Такие блюда готовятся на собственной сертифицированной базе компании, а затем уже направляются в Москву.
Магазин для праздников
В силу сложных технических требований к помещениям найти подходящие площадки в столице было непросто. Кроме обычных условий: вблизи оживленных пешеходных и транспортных развязок, с парковкой, «Бахетле» искала помещения в зданиях с хорошим водоснабжением и возможностью высокого энергопотребления, чтобы поставить печи.
Первый магазин на Алтуфьевском шоссе открывали как мономаркет. «Мы как супермаркет не только привели с собой в Москву массу казанских компаний, чью продукцию мы продаем: «Татспиртпром», «Вамин», «Эдельвейс» и т.д. Рядом с нами развивается пул компаний, которые селятся на наших площадях и зарабатывают на нашем трафике»,— поясняет Муслима Латыпова.
Один из резидентов— «АК БАРС» БАНК, который уже работал в Москве на момент прихода «Бахетле». Банк постоянно расширяет сеть, поэтому, как минимум, размещает банкомат либо снимает площадь под допофис в татарстанских супермаркетах. Следующий магазин компания открыла в подмосковной Балашихе, далее— в самом центре Москвы на Тверской, причем так же, как и первый супермаркет— на свои деньги, без привлечения кредитов.
По рассказам сотрудников предприятия, сейчас у них нет проблем с поиском помещений для новых магазинов. Многие торговые и офисные центры сами предлагают свои площади. Есть предложения как в пределах Садового кольца, так и на окраинах. Компания не отказывается от заявленных в 2007 г. планов открыть не менее 10 магазинов в Москве. Но сроки выполнения этой программы не анонсирует. «Мы сейчас интересны москвичам своей фишкой, нас воспринимают как магазины для праздников: приезжают, чтобы купить вкусности на выходные, а также продукты на всю неделю,— поясняет Игорь Шевелев, директор по маркетингу и рекламе.— Это удобно. В Москве отлично умеют считать время, проведенное в магазинах, каждую минуту ценят».
Все московские магазины запускают татарстанцы
Развивать сеть выгодно и с точки зрения затрат на рекламную кампанию, когда за одну сумму можно захватить большее количество магазинов, и в силу того что поставщики дают более выгодные условия, если имеют дело с крупной фирмой. Кстати, с поставщиками у «Бахетле» особые отношения. В течение года сотрудники провели детальный аудит всех предложений по всем группам товаров, чтобы найти самые выгодные.
Кроме того, в сентябре 2008 г. «Бахетле» автоматизировала управленческий учет. SAP закупили за полтора года до этого, но введение системы совпало с началом кризиса, что позволило оптимизировать работу предприятия. Сокращать ставки и зарплаты в компании не стали. Напротив, «Бахетле» набирает специалистов в связи с развитием компании. Неизбежна и текучка кадров. Но если в Татарстане молодые специалисты сменяют тех, кто уходит на пенсию, то в Москве работники просто не привыкли держаться за рабочие места. «Поначалу были сложности: сотрудник мог встать и уйти, заявив, что отработал положенный 8-часовой день, хотя мы принимали его на сменный график, — рассказывает Игорь Шевелев.— Искали новых. У нас есть собственная учебная база, где стажируют всех новичков не менее 2-3 месяцев. На открытие новых супермаркетов выезжали татарстанские сотрудники, чтобы отладить процессы. Далее предприятие переходило под их контроль».
На данный момент средний чек в московских супермаркетах «Бахетле» выше среднего показателя по столице. Сюда приходят, чтобы побаловать себя необычными кушаньями, ведь до 55% ассортимента— готовые блюда. А на Тверской— до 70%.
Но если брать показатели в целом по сети, руководство компании не скрывает, что фиксирует снижение покупательского спроса, связанное с переориентацией на более дешевый сегмент продуктового ритейла.
В компании надеются, что 20% потребителей, которые по правилам маркетинга формируют 80% выручки, не изменят свои предпочтения. «Если человек привык к определенному ассортименту, качеству продуктов и обслуживания, вряд ли он будет менять свои привычки,— уверен Игорь Шевелев.— Люди в последнюю очередь отказываются от покупки того, что приносит им удовольствие».
Торговая сеть «Бахетле»
Год основания: 1991.
Профиль деятельности: Торгово-производственная компания
Штат сотрудников: более 5000 тыс. человек.
Меценатство: в Казани работает 5 социальных столовых «Бахетле» и одна в Камских Полянах. Планируется открытие таких бесплатных столовых для малоимущих граждан в каждом районе города.
Сеть: в Казани— 9 супермаркетов и 1 гипермаркет, в Нижнекамске— 1 супермаркет, в Набережных Челнах— 1 супермаркет, в Москве— 3 супермаркета.
Первый московский супермаркет «Бахетле» на Алтуфьевском шоссе открылся в ноябре 2006 г. Спустя три года компания готовится к открытию своего четвертого магазина, хотя изначально не было планов строить обширную федеральную сеть. «Мне хотелось создать небольшое торговое предприятие с качественным сервисом и ассортиментом,— вспоминает основатель и владелица «Бахетле» Муслима Латыпова.— Супермаркет от слова «супер». Первый казанский магазин, открытый на собственные средства компании, получился именно таким. После августовского дефолта 1998-го продуктовые магазины cияли пустыми витринами, а в «Бахетле» полки ломились от изобилия продуктов и блюд собственного приготовления. Ставку сделали именно на совмещение классического супермаркета и кулинарии. Тогда это было ноу-хау не только для Татарстана, но и для России. Количество готовых блюд в магазинах было мизерным, а в «Бахетле» продавались и выпечка, и салаты, и вторые блюда. «В республике, где каждая хозяйка должна уметь хорошо готовить, открывать такой формат было очень рискованно, к будущему нашего предприятия относились скептически,— не скрывает Муслима Латыпова.— Но мы верили, что продукция будет востребована. Я хоть и живу в Татарстане всю жизнь, не могу сказать, что хорошо готовлю. Один раз попыталась испечь пирог мужу, но напутала с рецептом и решила больше не экспериментировать: каждому свое!»
Чак-чак в подарок
Через пару лет выпечка и национальные сладости из «Бахетле» стали традиционным казанским сувениром. Чак-чак везли в Москву в качестве подарка, в магазины приводили иногородних гостей, чтобы выбрать и закупить продукты для праздничного стола.
«При подготовке к тысячелетию в Казань приезжало много известных людей, их угощали нашими блюдами, и многие спрашивали, когда же вы откроетесь в Москве?»— продолжает г-жа Латыпова.
Идея открыться в Первопрестольной на тот момент уже зрела. В Татарстане успешно работало 8 супермаркетов. Еще один повод— хотелось оптимизировать логистику. Компания отправляла в Москву пустые грузовики за товаром, а теперь можно было нагрузить их продукцией казанского производства для московских супермаркетов.
Поэтому когда Наина Ельцина в очередной раз поинтересовалась, когда же можно будет купить татарскую выпечку в Москве, Муслима Латыпова ответила: «Скоро!»
«Как же вы все это повезете в Москву?»— спросила экс-первая леди страны. «Зачем везти, мы все это там приготовим»,— недоумевала хозяйка «Бахетле».
Новые рецепты разрабатывались для московских супермаркетов еще и с учетом того, что столичные покупатели следят за калориями. Например, большим спросом в «Бахетле» пользуется диетическая конина.
Производственные цеха во всех супермаркетах расположены за стенами торгового зала. Это позволяет продавать все блюда сразу после их приготовления. В Москве пошли по тому же пути. Исключением стали блюда, которые подвергаются глубокой шоковой заморозке, такие как пельмени, вареники. Такие блюда готовятся на собственной сертифицированной базе компании, а затем уже направляются в Москву.
Магазин для праздников
В силу сложных технических требований к помещениям найти подходящие площадки в столице было непросто. Кроме обычных условий: вблизи оживленных пешеходных и транспортных развязок, с парковкой, «Бахетле» искала помещения в зданиях с хорошим водоснабжением и возможностью высокого энергопотребления, чтобы поставить печи.
Первый магазин на Алтуфьевском шоссе открывали как мономаркет. «Мы как супермаркет не только привели с собой в Москву массу казанских компаний, чью продукцию мы продаем: «Татспиртпром», «Вамин», «Эдельвейс» и т.д. Рядом с нами развивается пул компаний, которые селятся на наших площадях и зарабатывают на нашем трафике»,— поясняет Муслима Латыпова.
Один из резидентов— «АК БАРС» БАНК, который уже работал в Москве на момент прихода «Бахетле». Банк постоянно расширяет сеть, поэтому, как минимум, размещает банкомат либо снимает площадь под допофис в татарстанских супермаркетах. Следующий магазин компания открыла в подмосковной Балашихе, далее— в самом центре Москвы на Тверской, причем так же, как и первый супермаркет— на свои деньги, без привлечения кредитов.
По рассказам сотрудников предприятия, сейчас у них нет проблем с поиском помещений для новых магазинов. Многие торговые и офисные центры сами предлагают свои площади. Есть предложения как в пределах Садового кольца, так и на окраинах. Компания не отказывается от заявленных в 2007 г. планов открыть не менее 10 магазинов в Москве. Но сроки выполнения этой программы не анонсирует. «Мы сейчас интересны москвичам своей фишкой, нас воспринимают как магазины для праздников: приезжают, чтобы купить вкусности на выходные, а также продукты на всю неделю,— поясняет Игорь Шевелев, директор по маркетингу и рекламе.— Это удобно. В Москве отлично умеют считать время, проведенное в магазинах, каждую минуту ценят».
Все московские магазины запускают татарстанцы
Развивать сеть выгодно и с точки зрения затрат на рекламную кампанию, когда за одну сумму можно захватить большее количество магазинов, и в силу того что поставщики дают более выгодные условия, если имеют дело с крупной фирмой. Кстати, с поставщиками у «Бахетле» особые отношения. В течение года сотрудники провели детальный аудит всех предложений по всем группам товаров, чтобы найти самые выгодные.
Кроме того, в сентябре 2008 г. «Бахетле» автоматизировала управленческий учет. SAP закупили за полтора года до этого, но введение системы совпало с началом кризиса, что позволило оптимизировать работу предприятия. Сокращать ставки и зарплаты в компании не стали. Напротив, «Бахетле» набирает специалистов в связи с развитием компании. Неизбежна и текучка кадров. Но если в Татарстане молодые специалисты сменяют тех, кто уходит на пенсию, то в Москве работники просто не привыкли держаться за рабочие места. «Поначалу были сложности: сотрудник мог встать и уйти, заявив, что отработал положенный 8-часовой день, хотя мы принимали его на сменный график, — рассказывает Игорь Шевелев.— Искали новых. У нас есть собственная учебная база, где стажируют всех новичков не менее 2-3 месяцев. На открытие новых супермаркетов выезжали татарстанские сотрудники, чтобы отладить процессы. Далее предприятие переходило под их контроль».
На данный момент средний чек в московских супермаркетах «Бахетле» выше среднего показателя по столице. Сюда приходят, чтобы побаловать себя необычными кушаньями, ведь до 55% ассортимента— готовые блюда. А на Тверской— до 70%.
Но если брать показатели в целом по сети, руководство компании не скрывает, что фиксирует снижение покупательского спроса, связанное с переориентацией на более дешевый сегмент продуктового ритейла.
В компании надеются, что 20% потребителей, которые по правилам маркетинга формируют 80% выручки, не изменят свои предпочтения. «Если человек привык к определенному ассортименту, качеству продуктов и обслуживания, вряд ли он будет менять свои привычки,— уверен Игорь Шевелев.— Люди в последнюю очередь отказываются от покупки того, что приносит им удовольствие».
Торговая сеть «Бахетле»
Год основания: 1991.
Профиль деятельности: Торгово-производственная компания
Штат сотрудников: более 5000 тыс. человек.
Меценатство: в Казани работает 5 социальных столовых «Бахетле» и одна в Камских Полянах. Планируется открытие таких бесплатных столовых для малоимущих граждан в каждом районе города.
Сеть: в Казани— 9 супермаркетов и 1 гипермаркет, в Нижнекамске— 1 супермаркет, в Набережных Челнах— 1 супермаркет, в Москве— 3 супермаркета.