Подписаться
Курс ЦБ на 18.10
80,98
94,58

Приучили к готовому

В кризисный 2009-й «Бахетле» открывает два магазина в Москве: летом — на Тверской и в ближайшее время— на Можайском шоссе. Супермаркеты татарской кулинарии привлекают москвичей национальной фишко

В кризисный 2009-й «Бахетле» открывает два магазина в Москве: летом — на Тверской и в ближайшее время— на Можайском шоссе. Супермаркеты татарской кулинарии привлекают москвичей национальной фишкой и большим ассортиментом готовых блюд. Многие ТЦ Москвы приглашают компанию стать якорным арендатором.
Первый московский супермаркет «Бахетле» на Алтуфьевском шоссе открылся в ноябре 2006 г. Спустя три года компания готовится к открытию своего четвертого магазина, хотя изначально не было планов строить обширную федеральную сеть. «Мне хотелось создать небольшое торговое предприятие с качественным сервисом и ассортиментом,— вспоминает основатель и владелица «Бахетле» Муслима Латыпова.— Супермаркет от слова «супер». Первый казанский магазин, открытый на собственные средства компании, получился именно таким. После августовского дефолта 1998-го продуктовые магазины cияли пустыми витринами, а в «Бахетле» полки ломились от изобилия продуктов и блюд собственного приготовления. Ставку сделали именно на совмещение классического супермаркета и кулинарии. Тогда это было ноу-хау не только для Татарстана, но и для России. Количество готовых блюд в магазинах было мизерным, а в «Бахетле» продавались и выпечка, и салаты, и вторые блюда. «В республике, где каждая хозяйка должна уметь хорошо готовить, открывать такой формат было очень рискованно, к будущему нашего предприятия относились скептически,— не скрывает Муслима Латыпова.— Но мы верили, что продукция будет востребована. Я хоть и живу в Татарстане всю жизнь, не могу сказать, что хорошо готовлю. Один раз попыталась испечь пирог мужу, но напутала с рецептом и решила больше не экспериментировать: каждому свое!»
Чак-чак в подарок
Через пару лет выпечка и национальные сладости из «Бахетле» стали традиционным казанским сувениром. Чак-чак везли в Москву в качестве подарка, в магазины приводили иногородних гостей, чтобы выбрать и закупить продукты для праздничного стола.
«При подготовке к тысячелетию в Казань приезжало много известных людей, их угощали нашими блюдами, и многие спрашивали, когда же вы откроетесь в Москве?»— продолжает г-жа Латыпова.
Идея открыться в Первопрестольной на тот момент уже зрела. В Татарстане успешно работало 8 супермаркетов. Еще один повод— хотелось оптимизировать логистику. Компания отправляла в Москву пустые грузовики за товаром, а теперь можно было нагрузить их продукцией казанского производства для московских супермаркетов.
Поэтому когда Наина Ельцина в очередной раз поинтересовалась, когда же можно будет купить татарскую выпечку в Москве, Муслима Латыпова ответила: «Скоро!»
«Как же вы все это повезете в Москву?»— спросила экс-первая леди страны. «Зачем везти, мы все это там приготовим»,— недоумевала хозяйка «Бахетле».
Новые рецепты разрабатывались для московских супермаркетов еще и с учетом того, что столичные покупатели следят за калориями. Например, большим спросом в «Бахетле» пользуется диетическая конина.
Производственные цеха во всех супермаркетах расположены за стенами торгового зала. Это позволяет продавать все блюда сразу после их приготовления. В Москве пошли по тому же пути. Исключением стали блюда, которые подвергаются глубокой шоковой заморозке, такие как пельмени, вареники. Такие блюда готовятся на собственной сертифицированной базе компании, а затем уже направляются в Москву.
Магазин для праздников
В силу сложных технических требований к помещениям найти подходящие площадки в столице было непросто. Кроме обычных условий: вблизи оживленных пешеходных и транспортных развязок, с парковкой, «Бахетле» искала помещения в зданиях с хорошим водоснабжением и возможностью высокого энергопотребления, чтобы поставить печи.
Первый магазин на Алтуфьевском шоссе открывали как мономаркет. «Мы как супермаркет не только привели с собой в Москву массу казанских компаний, чью продукцию мы продаем: «Татспиртпром», «Вамин», «Эдельвейс» и т.д. Рядом с нами развивается пул компаний, которые селятся на наших площадях и зарабатывают на нашем трафике»,— поясняет Муслима Латыпова.
Один из резидентов— «АК БАРС» БАНК, который уже работал в Москве на момент прихода «Бахетле». Банк постоянно расширяет сеть, поэтому, как минимум, размещает банкомат либо снимает площадь под допофис в татарстанских супермаркетах. Следующий магазин компания открыла в подмосковной Балашихе, далее— в самом центре Москвы на Тверской, причем так же, как и первый супермаркет— на свои деньги, без привлечения кредитов.
По рассказам сотрудников предприятия, сейчас у них нет проблем с поиском помещений для новых магазинов. Многие торговые и офисные центры сами предлагают свои площади. Есть предложения как в пределах Садового кольца, так и на окраинах. Компания не отказывается от заявленных в 2007 г. планов открыть не менее 10 магазинов в Москве. Но сроки выполнения этой программы не анонсирует. «Мы сейчас интересны москвичам своей фишкой, нас воспринимают как магазины для праздников: приезжают, чтобы купить вкусности на выходные, а также продукты на всю неделю,— поясняет Игорь Шевелев, директор по маркетингу и рекламе.— Это удобно. В Москве отлично умеют считать время, проведенное в магазинах, каждую минуту ценят».
Все московские магазины запускают татарстанцы
Развивать сеть выгодно и с точки зрения затрат на рекламную кампанию, когда за одну сумму можно захватить большее количество магазинов, и в силу того что поставщики дают более выгодные условия, если имеют дело с крупной фирмой. Кстати, с поставщиками у «Бахетле» особые отношения. В течение года сотрудники провели детальный аудит всех предложений по всем группам товаров, чтобы найти самые выгодные.
Кроме того, в сентябре 2008 г. «Бахетле» автоматизировала управленческий учет. SAP закупили за полтора года до этого, но введение системы совпало с началом кризиса, что позволило оптимизировать работу предприятия. Сокращать ставки и зарплаты в компании не стали. Напротив, «Бахетле» набирает специалистов в связи с развитием компании. Неизбежна и текучка кадров. Но если в Татарстане молодые специалисты сменяют тех, кто уходит на пенсию, то в Москве работники просто не привыкли держаться за рабочие места. «Поначалу были сложности: сотрудник мог встать и уйти, заявив, что отработал положенный 8-часовой день, хотя мы принимали его на сменный график, — рассказывает Игорь Шевелев.— Искали новых. У нас есть собственная учебная база, где стажируют всех новичков не менее 2-3 месяцев. На открытие новых супермаркетов выезжали татарстанские сотрудники, чтобы отладить процессы. Далее предприятие переходило под их контроль».
На данный момент средний чек в московских супермаркетах «Бахетле» выше среднего показателя по столице. Сюда приходят, чтобы побаловать себя необычными кушаньями, ведь до 55% ассортимента— готовые блюда. А на Тверской— до 70%.
Но если брать показатели в целом по сети, руководство компании не скрывает, что фиксирует снижение покупательского спроса, связанное с переориентацией на более дешевый сегмент продуктового ритейла.
В компании надеются, что 20% потребителей, которые по правилам маркетинга формируют 80% выручки, не изменят свои предпочтения. «Если человек привык к определенному ассортименту, качеству продуктов и обслуживания, вряд ли он будет менять свои привычки,— уверен Игорь Шевелев.— Люди в последнюю очередь отказываются от покупки того, что приносит им удовольствие».

Торговая сеть «Бахетле»
Год основания: 1991.
Профиль деятельности: Торгово-производственная компания
Штат сотрудников: более 5000 тыс. человек.
Меценатство: в Казани работает 5 социальных столовых «Бахетле» и одна в Камских Полянах. Планируется открытие таких бесплатных столовых для малоимущих граждан в каждом районе города.
Сеть: в Казани— 9 супермаркетов и 1 гипермаркет, в Нижнекамске— 1 супермаркет, в Набережных Челнах— 1 супермаркет, в Москве— 3 супермаркета.
Самое читаемое
  • Суды, связанные с энергетическими олигархами Урала, продолжаются: что известноСуды, связанные с энергетическими олигархами Урала, продолжаются: что известно
  • Путин и Трамп решили в ближайшее время встретиться в БудапештеПутин и Трамп решили в ближайшее время встретиться в Будапеште
  • Суд разрешил изымать авто нетрезвых водителей, независимо от их материального положенияСуд разрешил изымать авто нетрезвых водителей, независимо от их материального положения
  • Россия обновила миграционную стратегию страны до 2030 г.Россия обновила миграционную стратегию страны до 2030 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.