Подписаться
Курс ЦБ на 28.06
78,46
92,27

Риваль Зиганшин, «Барс авто»: вернул Volvo в Казань

В 44 года Риваль Зиганшин стал автодилером, не имея опыта в продаже машин. Он рискнул и вложил в бизнес собственные 10 млн руб. И уже через 8 лет вошел в когорту лидеров казанского авторынка.

В 2004 г. бренд General Motors выбирал компанию, которой предстояло стать первым по счету дилером марки на казанском рынке. В борьбу включились сразу 5 компаний, среди которых оказались такие монстры автомобильного рынка, как санкт-петербургский «Атлант М» и набережночелнинский «ТрансТехСервис». Но выбор представителей GM пал на заявку Риваля Зиганшина. Он кинулся в конкурентную борьбу, даже не имея собственной компании. Фирма, указанная в заявке, принадлежала друзьям бизнесмена и занималась продажей нефтепродуктов. Г-н Зиганшин, только что покинувший пост заместителя гендиректора торгового дома «Кама» не имел ни собственного участка, ни кредитной линии в банке. Зато он имел богатый опыт переговоров и собственные деньги, которыми, не задумываясь, готов был рискнуть ради перспективного дела.

«Резиновый доллар»

В бизнес с головой Риваль Зиганшин окунулся еще в начале 90-х, тогда только окончивший вечернее отделение Нижнекамского филиала КХТИ. Помогла полученная в вузе специальность: после учебы он возглавил единственное в Татарстане предприятие по изготовлению огнеупорных изделий – печей, реакторов, котлов. Чтобы начать извлекать из этого дела прибыль, г-ну Зиганшину пришлось покорпеть в библиотеках над технической литературой.

Первым заказчиком МП «Зенит» стал Нижнекамский завод технического углерода, имеющий более 20 реакторов, часть которых постоянно нуждалась в ремонте. Практически сразу же в пул постоянных заказчиков добавились городские ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2.

Всюду процветал бартер, и с «Зенитом» часто расплачивались товаром. На Елабужском мясокомбинате за ремонт печей и котлов отгружали тушенку, на Сармановском спиртзаводе – спирт. Чтобы выйти на живые деньги, предприятию приходилось выстраивать длинные цепочки по обмену.

Во второй половине 1990-х гг. г-ну Зиганшину удалось найти эффективную схему. Наиболее ликвидным товаром на нижнекамском рынке в какой-то момент оказались резиновые автомобильные коврики. У Риваля Зиганшина в практически неиссякаемом количестве оказалось сырье для их производства – техуглерод, которым с ним регулярно расплачивался основной клиент. Первую партию техуглерода бизнесмен выменял на коврики, произведенные казанским заводом «Кварт». В Нижнекамске они разошлись махом, что натолкнуло г-на Зиганшина на идею собственного производства.

«Дай-ка, думаю, изготовлю пресс-формы, и сам начну коврики выпускать, - вспоминает владелец «Барс авто». - Вышел на Саранский завод резинотехнических изделий. Предложил давальческую схему: «Я устанавливаю у вас пресс-формы, загоняю техуглерод и забираю готовые коврики». Вложил свои деньги и вскоре до того насытил Нижнекамск, что пришлось осваивать новые рынки сбыта. Договорился о поставках в Тольятти. В итоге фуры с ковриками пошли в сторону «АвтоВАЗа», минуя Нижнекамск. Г-ну Зиганшину осталось лишь управлять процессом.

Навыки, с помощью которых бизнесмен уходил от бартера, пригодились ему на новом месте работы.

Нижнекамский шинный завод также решил выйти на живые деньги. Во второй половине 1990-х гг. предприятие задыхалось от бартерных схем. Практически политику завода определял стихийно возникший серый рынок – так называемый «пятачок» на улице Вахитова.

«Любую шину можно было подобрать именно там, причем дешевле, чем на заводе. И братва, похищавшая товар, и малые предприятия, с которыми расплачивались шинами, продавали товар именно там. Шина превратилась в главную валюту Нижнекамска, ее в шутку стали называть «резиновым долларом». Любой, кто работал по бартеру в этом городе, в результате выходил на рынок автомобильной резины. В конце дошло до полного абсурда: «пятачок» начал диктовать шинному заводу, какие шины выпускать, - описывает ситуацию Риваль Зиганшин. – И в этих условиях завод решил уйти от бартера, создав собственную дилерскую сеть. Представьте: весь город кормится с шинного производства. И вдруг приходит команда, которая ломает наработанные схемы. Мы думали, нас убьют. Но обошлось. В течение года бартерную схему удалось полностью выжить».

Созданный при заводе Торговый дом «Кама» в первый же месяц работы принес в кассу предприятия 30 млн руб. И это было только началом. За 5 лет работы команда, в которую входил Риваль Зиганшин, ни разу не провалила месячный план. К слову, в 2000-е гг., когда заработала дилерская сеть, он составлял уже около 1 млрд руб.

Развивая дилерскую сеть по всей стране, топ-менеджер получил бесценный опыт переговоров. Именно этот опыт, считает г-н Зиганшин, помог ему убедить партнеров из GM, когда он начал в автобизнесе практически с нуля.

10 млн руб. на стартап

В 2004 г. представился шанс вернуться в Казань, которую Риваль Зиганшин покинул в 13 лет, переехав с родителями в Нижнекамск. Друг, ижевский автодилер, сообщил, что концерн General Motors подыскивает партнера для бизнеса в Казани.   

«И я решил рискнуть, поставив на кон собственные сбережения. К тому времени я скопил неплохую сумму. Как топ-менеджер в Торговом доме «Кама», я зарабатывал хорошие деньги, - рассказывает бизнесмен. – Осталось на переговоров убедить представителей GM, и я убеждал: у нас есть финансы, у нас есть хорошее положение, большое желание – и в результате из шести компаний выиграл этот тендер именно я».

Г-н Зиганшин предполагает: отнесись к тендеру с таким же жаром тот же Вячеслав Зубарев, основавший компанию ТТС еще в 1992 г., - и у него, возможно, не осталось бы шансов на победу.

Возможно, монстры авторынка в тот момент просто недооценили новичка-конкурента. Но в General Motors сделали ставку именно на г-на Зиганшина. А он на тот момент не имел даже помещения в собственности под автосалон, который надлежало открыть в течение 4 месяцев.

«Я взял на год в аренду помещение в 1100 кв.м. на территории бывшего винзавода «Виктория» на Зорге, - вспоминает основатель «Барс авто» свои первые шаги. -  Знакомые бизнесмены крутили пальцам у виска: «Ты что делаешь?! Вкладываешь свои деньги в предприятие, когда у тебя же договор аренды сроком всего на год! И из него четыре месяца ты убьешь на обустройство салона!» Я отвечал: «У меня все сходится. В крайнем случае останусь при своих деньгах. Если аренду не продлят, просто уйду из этого бизнеса». Рискнул – и все сложилось благополучно.

При этом, уточняет Риваль Зиганшин, в ремонт и обустройство автосалона GM пришлось вложить порядка 10 млн руб. собственных средств. В ход пошли и собственные накопления, и средства от продажи квартиры в Нижнекамске.

Через год владелец заводских площадей сдал «Барс авто» в аренду еще 1,5 тыс. кв.м. Компания росла стремительно. В 2007 г.  г-н Зиганшин купил на въезде в город по Мамадышскому тракту  около 2 га земли. Там расположились склады компании, с которых автомобили было удобно подвозить в салон на Зорге.

«Позже многие казанские продавцы двинулись по нашему пути, - рассуждает Риваль Зиганшин. – Сегодня уже практически невозможно обзавестись в престижном районе Казани большой площадкой, поэтому многие двинулись на окраины. А мы еще до кризиса нашли решение проблемы».

Впрочем, вскоре «Барс авто» выпал шанс расширить и торговые площади: собственник «Виктории» предложил Ривалю Зиганшину выкупить всю территорию бывшего завода целиком. К тому времени у «Барс авто» были уже солидные обороты – в  месяц компания продавала до 500 машин. Банк «Девон Кредит» профинансировал перспективного клиента. И тут грянул кризис.

Самые сложные переговоры

Отношения «Барс авто» с банком резко испортились, отмечают наблюдатели. Риваль Зиганшин ездил в головной офис «Девон Кредита» в Альметьевске несколько раз, но  переговоры зашли в тупик. Бизнесмен так и не сумел убедить управляющего банком в том, что проценты по кредиту он в состоянии исправно выплачивать и дальше. Банкир настаивал на возврате долга целиком.

Внешне наши дела действительно выглядели тогда не самым лучшим образом, - соглашается г-н Зиганшин. – Вместо 500 машин в месяц мы теперь продавали в лучшем случае 40-50. И хотя я убеждал банк, что смогу гасить проценты исключительно за счет техобслуживания, меня не услышали».

Ситуацию пришлось урегулировать через суд и общих знакомых. Только после этого банк в итоге отказался от своих претензий на досрочное погашение кредита. Сам г-н Зиганшин называет ситуацию с банком самыми сложными переговорами в своей жизни. Как бы то ни было, из кризиса компания вышла закаленной. И уже в 2011 г. на пике роста автопродаж, заявила о себе, обогнав по темпам роста российский рынок. За минувший год компания выросла на 68% и стала дилером еще одного иностранного производителя – концерна Peugeot.

«Наше присутствие в республике расширится от одного дилерского центра до трех, - заявил на торжественном открытии салона в феврале с.г. генеральный директор «Peugeot Россия» Франсуа Пуарье. - Планы на 2012 г. - продать в Татарстане порядка двух тысяч автомобилей. Помимо непосредственно продаж, хотим максимально поднять уровень обслуживания клиентов. Автоцентр «Барс авто Peugeot», в котором мы сейчас находимся, - наглядная демонстрация того, как и чем мы будем встречать клиентов».

По словам Риваля Зиганшина, продажи «Барс авто» в 2011 г.  достигли докризисного уровня и даже слегка обогнали его. Правда, бизнесмен советует ориентироваться при этом не на количество проданных машин, а на прибыль и обороты:

«Поштучные продажи - не показатель. Они могут ввести в заблуждение. Сейчас мы продаем по 300-350 машин в месяц, но по оборотам уже обошли докризисные времена, когда  продавали ежемесячно от 500 машин. Тогда, например, «Шевроле Ланос»  продавались, как семечки. Но маржа с их продажи была небольшой», - уверяет бизнесмен. По словам г-на Зиганшина, обороты «Барс авто» за 2011 г. составили 2 млрд 50 млн руб., тогда как в удачный докризисный 2007 г. компания еще только приближалась к 2 млрд руб.

В 2012 г., надеется бизнесмен, обороты составят не меньше 2 млрд 300 млн руб. В этом же году «Барс авто» выведет на рынок Казани еще один мировой бренд – Volvo. У этого концерна до сих пор не ладилось с продажами в столице РТ. К «Барс авто» компания присматривалась около года, рассматривая, помимо этого местного дилера, еще одну, нижегородскую, компанию.
Сработал козырь г-на Зиганшина – умение убеждать. На этот раз оно оказалось подкреплено вполне материальным активом – автосалоном, который компания отстроила в свое время еще для продаж «Фиатов» от Sollers.

Пути Риваля Зиганшина и владельца Sollers Вадима Швецова разошлись по стечению обстоятельств. После того, как Sollers перестал выпускать Fiat, освободились площади салона в «Барс авто». Заниматься продажами также выпускавшегося на Sollers SsangYong, учитывая небольшой спрос на марку, г-н Зиганшин не стал, а с Ford договориться не получилось. Дело в том, что автосалон Ford компании ТТС расположен на одной улице с автоцентром «Барс авто». Наращивать концентрацию продаж на маленьком участке концерн счел нецелесообразным. 

«На казанском авторынке сейчас очень жесткая конкуренция. Бренды нарасхват идут, - считает Риваль Зиганшин. – Поэтому мы предпочли договориться с Volvo – чтобы занять то, что еще не занято. Мы бы могли вместо этого сейчас гасить кредиты, которые взяли в банках, но тогда, в результате, успели бы лишь к шапочному разбору. Я думаю, что вышел на казанский авторынок вовремя, когда место на нем еще мог занять человек со стороны. Сегодня у новичка уже нет никаких шансов».

Досье

Риваль Зиганшин

Учредитель, генеральный директор компании «Барс авто»

Родился

6 декабря 1960 г. в Казани

Образование:

1990 г. – Нижнекамский филиал КХТИ, инженер-механик.

Карьера:

1980-1982 гг. – служба в армии.

1982-1990 гг. – Нижнекамский завод технического углерода, отдел техники безопасности

1990 г. – малое предприятие «Зенит»: учредитель, директор.

1999-2004 гг. – Торговый дом «Кама»: заместитель генерального директора по реализации

С 2004 г. - генеральный директор компании «Барс авто»

Сумма активов

640 млн руб.*

*Стоимость материальных активов компании, данные владельца

 

 

 

 

Самое читаемое
  • «Лента» купила одну из крупнейших уральских торговых сетей«Лента» купила одну из крупнейших уральских торговых сетей
  • В Екатеринбурге на неопределенный срок закрывается ТРЦ «Гринвич»: что произошлоВ Екатеринбурге на неопределенный срок закрывается ТРЦ «Гринвич»: что произошло
  • Мусорного полигона в Сысерти не будет, а очистные сооружения построятМусорного полигона в Сысерти не будет, а очистные сооружения построят
  • Имущество ГК «Борец» окончательно отошло в пользу государстваИмущество ГК «Борец» окончательно отошло в пользу государства
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.