В монологе с властью
В Казань 14 октября съехались западные финансисты и бизнесмены. Всего в форуме приняли участие порядка 500 делегатов из России, США, Великобрита
В Казань 14 октября съехались западные финансисты и бизнесмены. Всего в форуме приняли участие порядка 500 делегатов из России, США, Великобритании, Турции, Германии и Швейцарии. Большинство из них были открыты к общению и готовы поделиться своим опытом работы на площадках России. Татарстан представляли Президент Рустам Минниханов, министр экономики Мидхат Шагиахметов, министр информатизации и связи Николай Никифоров, а также глава Минпромторга Равиль Зарипов.
Все они говорили об одном — о потенциале республики, ее привлекательности для инвесторов. Глава республики отметил, что Татарстан занимает второе место после Москвы по объему привлеченных зарубежных инвестиций, и снова пообещал иностранным инвестпроектам мощную государственную поддержку.
Иностранные спикеры не отрицали: Татарстан их интересует, однако во время пленарных заседаний активно указывали и на проблемы, тормозящие поток западных денег. Жан Ларонз, вице-президент по развитию бизнеса «Сен-Гобен Гласс» в странах СНГ, которая купила в Татарстане производство стекла, сослался на пресловутый человеческий фактор. «Да, персонал обучен, мы получили с покупкой готового бизнеса более 3 тыс. сотрудников, но в России большие проблемы с дисциплиной на производстве и с его безопасностью. А качество и безопасность бизнеса для нас важнее всего». Эти проблемы иностранцы предпочитают решать, инвестируя в создание совместных предприятий, чтобы разделить управленческие задачи с местными инвесторами. В подтверждении этих слов Михаэль Хоффман, руководитель ЕБРР в ПФО и член правления GM-АвтоВАЗ, привел в пример КАМАЗ — лидера, по его словам, по созданию СП с иностранцами.
Однако многие бизнесмены отмечали и неразвитость татарстанской инфраструктуры как помеху для привлечения инвесторов. «Из Казани напрямую можно улететь три раза в неделю только во Франкфурт. И эта проблема будет актуальна еще года три, не меньше», — считает Борис Билич, главный исполнительный директор «Мерседес-Бенц Тракс Восток».
Разговор об инфраструктуре перешел на завышенную себестоимость ведения бизнеса в России. «Например, в России газ стоит невероятно дорого, — отметил г-н Ларонз. — По этому вопросу и ряду других мы отмечаем сложности во взаимодействии регионального и федерального правительств».
Впрочем, представители власти, присутствующие в зале, на эти слова никак не отреагировали.
Обсуждения и презентации были разбавлены подписанием ряда важных для Татарстана инвестиционных соглашений с западными бизнесменами на общую сумму более 10 млрд руб. В том числе с «Мерседес-Бенц Тракс Восток» о возможной реализации проекта по производству грузовых автомобилей, а также с «Си-Эн-Эйч-КАМАЗ Индустрия» о создании производства современной сельскохозяйственной и строительной техники. Стоимость второго проекта — более 2 млрд руб. Третье соглашение подписано с акционерным обществом Wienerberger AG об организации в Татарстане производства керамического кирпича стоимостью 1,64 млрд руб. Участники последнего проекта отметили, что налоговые поступления в бюджеты всех уровней за 15 лет реализации составят 1,1 млрд руб., 298 млн из которых пойдут в республиканский бюджет.
Анна Саушина