В 2012 г. «ХороShow» запустила проект создания сети магазинов по продаже сувениров и одежды с символикой Универсиады. За этим опытом компания отправилась, чтобы стать №1 на рынке сувениров.
Расул Садриев, гендиректор компании, считает, что желающих как он вложить более $1 млн в сувенирный бизнес немного, и первоначальный спрос действительно заставил «ХороShow» умерить аппетиты по ожидаемой прибыли. Но продажи пошли вверх, и в компании намерены не просто выступить лицензиатом на грядущем ЧМ по водным видам спорта, но и открыть собственное производство сувениров.
Миллион долларов на сувениры
Историю компании «ХороShow» в Казани хорошо знают. Расул Садриев, прежде занимавшийся только продажей салютов, через Твиттер заручился поддержкой замгендиректора Дирекции Игоря Сивова. Требования к лицензиату оказались суровыми, но результат стоил вложенного.
— Сложно ли было стать лицензиатом Универсиады?
— Не было такого, чтобы из множества желающих отобрали именно нас. Дирекция Универсиады в самом начале собственными силами искала операторов, обращалась к крупным ритейлерам, к другим розничным игрокам, но желающих было не много. Выставленные Дирекцией Универсиады условия были очень жесткими и требовали от кандидатов взвешенного подхода. Была нужна развитая сеть, хорошо отремонтированные помещения, обученный персонал, опыт ведения розничного бизнеса, финансовые возможности, отлаженная логистика, наличие складских помещений и собственный автотранспорт. В ходе нашего первого разговора с Игорем Сивовым мы сразу узнали, что наш магазин должен соответствовать международным требованиям — все надписи на трех языках, англоговорящий персонал, возможность безналичной оплаты, все вывески и оформления магазина должны быть выполнены в соответствии с брендбуком Универсиады 2013. Отдельно он оговорил возможность быстрого ребрендирования магазинов под другие спортивно-массовые мероприятия, например, под Чемпионат мира по водным видам спорта, который пройдет в Казани в 2015 г. Мы с требованиями согласились, и я считаю, что для нас и Дирекции – это взаимовыгодное сотрудничество. Мы согласились на все условия и на сегодняшний день выполняем все свои обязательства в полном объеме.
- Сколько вы вложили в бизнес?
- Мы уже вложили 24 млн руб., плюс 8 млн будет вложено непосредственно в дни Универсиады. Это кредитные деньги — нас кредитует в основном «Ак Барс Банк». Самое главное у нас было желание, да и не каждый рискнет вложить в венчурный бизнес по реализации официальной лицензионной продукции, о котором нет достаточно информации, сумму, превышающую $1 млн. Слышал за спиной от некоторых, что после завершения Универсиады мы начнем продавать в своих магазинах продукты, пиво, сигареты, так вот, заявляю – наша компания никогда не будет заниматься продовольственными товарами – это не наш профиль.
- Сколько всего магазинов вы открыли?
- Сейчас их восемь. Плюс — недавно открыли стационарные точки в торговых центрах — в «Меге», «Парк Хаусе», «Тандеме». Прежде мы не рассчитывали на ТЦ, но решили попробовать, поскольку проходимость там хорошая — и оказались правы: за полгода до спортивного мероприятия открывать точки в торговых центрах экономически обосновано. Кроме того, согласно, заключенному лицензионному договору между нами и Дирекцией Универсиады, в наши обязанности включаются работы по организации продаж сувенирной лицензионной продукции на Эстафете огня, на тестовых спортивных мероприятиях, а также выездная торговля в дни проведения Универсиады. Учитывая количество спортивных объектов, стационарных точек продаж, количество персонала (а это более 200 человек), мы оценили свои силы и согласились только наполовину. Позже мы узнали, что после отбора, проведенного Дирекцией, нашим «коллегой» стала компания «Лориен». Встретившись с «коллегой» мы договорились в случае нештатных ситуаций помогать друг другу. На почти 30-ти спортивных объектах будут организованы стационарные пункты продаж, забрендированные в цветах Универсиады. Также в деревне Универсиады, специально для спортсменов, будет организована торговля на площади 300 кв.м.
- Кто является крупнейшими продавцами сувенирной продукции Универсиады кроме вас?
- Можно выделить «Бахетле», «Зельгросс», «Эссен», «Интеграл». Однако, вся ширина и глубина ассортимента, я думаю, представлена только у нас. Вокруг «узкого» круга «избранных» операторов тоже витают мифы: «почему они, кто их выбрал, чей это родственник, сколько откатили….?» Довожу до Вас, что любой желающий может выйти на конкретного поставщика продукции с символикой Универсиады, договориться об условиях поставки и начать реализацию продукции, заключение лицензионного договора на это не требуется. Мы заключили лицензионный договор, чтобы иметь право использовать при оформлении магазинов, в рекламных кампаниях интеллектуальную собственность Дирекции Универсиады – талисман, символику, слоганы и т.п. И мы платим исключительно за право использования символики и никак не за право продажи продукции.
Обречены на прибыль
Расул Садриев не планирует окупить вложенное в бизнес за дни Универсиады, хотя именно на этот период придется около 80% продаж. Сегодняшней работой компания намерена закрепиться на рынке сувениров и уже видит, как заработает на ЧМ по водным видам спорта в 2015 г. и по футболу – в 2018 г.
- На сегодняшний день вы довольны продажами?
- Мировая практика гласит, что 20% продаж приходится на период до Универсиады, а 80% - непосредственно на дни проведения. Изначально мы планировали выйти на объем 40-50 млн руб. и первые продажи заставили нас пересмотреть планы в сторону уменьшения. Это было связано с тем, что производители предоставили нам не весь запланированный ассортимент, цены прыгали, а покупатели не готовы были покупать сувениры заблаговременно. На сегодняшний день, мы скорректировали планы – они увеличились, поскольку ежедневные продажи растут и составляют 70-110 тыс. руб. Спросом пользуются все товары: от брелоков до спортивной одежды. Это продукция как российских предприятий, так и местных ремесленников. Товары на любой кошелек — от 30 руб. до 50 тыс. Но ходовыми остаются сувениры в пределах 100-700 руб. Мы планируем и дальше вкладываться в сувенирное направление, поскольку эта ниша перспективная.
- Получится за время Универсиады вернуть вложенные средства?
- Полностью, конечно, не отобьем. Это долгосрочный проект.
- Насколько на успех вашего бизнеса повлияло сотрудничество с Дирекцией Универсиады?
- Во-первых, это возможность получить колоссальный опыт международного уровня и причастность к Универсиаде. Во-вторых, руководство республики вкладывает большие средства и силы, чтобы Казань стала туристическим центром. А какой туризм без развитой инфраструктуры и сувениров? Мы хотим стать розничным оператором №1 в Казани по реализации сувениров. В-третьих, PR. После Универсиады наша розничная сеть становится более узнаваемой, а это для розничного оператора самое главное. В-четвертых, извлечение прибыли. После проведения Универсиады 2013 мы будем готовиться на ЧМ по водным видам спорта 2015, а дальше - на все последующие. Если розничная сеть раскручена и узнаваема, если она создала комфортные условия в магазинах и дополнительно является производителем востребованных отдельных категорий товаров, то она обречена на прибыль.
- Но что же вы будете делать после Универсиады?
- Сувенирное направление мы закрывать не будем – жители и гости столицы уже привыкли к нам. Кроме того, в 2015 г. уже новый чемпионат — по водным видам спорта. Еще одно бытующее заблуждение – многие говорят, что времени до 2015 очень много. Мы планируем на ЧМ по водным видам спорта 2015 также заключить лицензионный договор, подготовиться к ребрендингу, ровно за год до чемпионата открыть первый фирменный магазин, а также у нас есть идеи по разработке и производству собственной линейки товаров для детей до 2х лет (кепки, маечки, шортики и т.п.) с символикой. И кто-то после этого считает, что времени у нас очень много? Перефразируя А. Линкольна, я скажу так: «Я заранее подготовлюсь, и мой день придет!».
- Кем вы видите себя в 2018 г.?
- Мы будем одним из главных популяризаторов спорта и спортклубов Татарстана. Сувенирами заниматься не бросим. Возможно, уже к ЧМ по водным видам спорта-2015 мы организуем поставки в нашу сеть не только лицензионной продукции, но и продукции казанских спортивных команд, известных на весь мир. Следующий этап - самостоятельно производить продукцию спортивных команд, организовать на постоянной основе реализацию атрибутики на спортобъектах. Думаю, к 2018 г. мы реально сможем оценить окупаемость проекта организации официальной розничной сети «ХороShow» и можно будет говорить об итогах партнерства бизнеса и власти.
Все бизнесы, которые заработали на Универсиаде
Рустам Хуснияров, Такси Премьер: Попал в кампанию Универсиады
Венера Сорокина: Чаще всего под удар попадает три самых узнаваемых символа Универсиады