Игры и бизнес: кто заработал на Универсиаде?
Из 228 млрд, потраченных на Универсиаду, бизнес вложил 80 млрд руб. «ДК» проверил, могут ли локальные бизнесмены заработать на мероприятиях подобного уровня.
Самые крупные куски от «пирога» госзаказа получили строительные компании. Малый и средний бизнес довольствовался ролью лицензиата и субподрядчиков. Тем не менее, Универсиада серьезно подогрела рынок, считают аналитики, так что заработать при желании смогли многие.
Партнер - Универсиада
В 2010 г., когда «Мегафон» стал первым и на тот момент единственным партнером Универсиады, эксперты были скептичны относительно шансов Дирекции подобрать достаточный пул спонсоров. О стоимости спонсорских пакетов не сообщалось, но ВИКТОР ЖИТЛОВ, руководитель департамента маркетинга и работы со спонсорами дирекции, тогда говорил, что «порядок цифр будет сравним с маркетинговой кампанией сочинской Олимпиады». А это $100-150 млн для генерального партнера, $50-70 млн – для официального партнера и $10-15 млн для официального поставщика.
Сейчас список официальных партнеров Универсиады включает в себя 30 компаний. Помимо «Мегафона» это «АК БАРС» БАНК, PriceWaterhouseCoopers, «Хендэ Мотор СНГ», Coca-cola, МсDonalds и др. Спонсоры вкладывались деньгами и услугами. Один только «Мегафон» инвестировал в Универсиаду порядка 2 млрд руб., обеспечивая связь Игр, протягивая линии и вкладываясь «живыми» деньгами. Около 260 млрд руб. составляет агрегатный объем страховой объем ответственности партнера Универсиады ОАО «СОГАЗ». В рамках сотрудничества компания застраховала автопарк Игр (на 700 млн руб.), имущество 53 спортивных объектов (примерно на 80 млрд руб.) и др. И уже выплатило премию по страховому случаю в сентябре 2012 г., когда на тестовых соревнованиях по академической гребле было повреждено несколько лодок.
СЕРГЕЙ ОБЫДЕННИКОВ, и. о. директора компании «МегаФон» в РТ, говорит, что компания довольна партнерством с Универсиадой: «Результат уже заметен. Он выражен как в бизнес-показателях, так и в репутационном аспекте». О таком же успехе говорит и НИКОЛАЙ ГАЛУШИН, заместитель Председателя Правления ОАО «СОГАЗ», который называет участие в спортивных мероприятиях подобного уровня «имиджевым проектом».
Спортивный маркетолог ИГОРЬ ЯВЛЕНИН сомневается, что коммерческий эффект для спонсоров Универсиады будет значительным. По крайней мере, просчитать его не представляется возможным. «У нас есть опыт «уговаривания» спонсоров, назначения «опекунами» госкорпораций», - поделился наблюдениями с «ДК» эксперт. Он говорит, что для некоторых компаний, таких как Coca-cola и МсDonalds есть брендовая обязанность участия в мероприятиях, подобных Универсиаде. Отчасти похожая задача стоит и перед «Мегафоном», считает эксперт. Эффект от участия очень зависит от продаж билетов и трансляций, но Универсиада - тот проект, который нельзя перевести в цифры, поскольку невозможно заранее предугадать, сколько туристов и болельщиков посетит соревнования, говорит г-н Явленин.
Самые «вкусные» куски пирога Универсиады
Кому точно удалось заработать на Играх – так это строителям и дорожникам. Подрядчики получили миллиардные подряды на строительство и ремонт сотен объектов. Один из самых дорогих - деревня Универсиады, которую строил «Казаньцентрстрой». На площади 270 тыс. кв. м расположен 31 объект – от общежитских корпусов до медицинского центра. Эксперты оценивают строительство в 12 млрд руб. Кроме того, «Казаньцентрстрой» достались подряды на строительство четырех спортивных комплексов и стадиона.
Всего в строительстве объектов Универсиады задействовано свыше 20 подрядных организаций. Среди них «Камгэсэнергострой», «Интэкс», «Грань», «Баско», «Кулонстрой», турецкая компания АО «Монотек» и многие другие.
В концепцию транспортного обеспечения Универсиады вошли десятки объектов дорожной инфраструктуры: к Играм нужно было построить более десятка транспортных развязок, 44 пешеходных перехода, более 70 городских улиц и 20 с лишним автомобильных дорог. За капитальный ремонт улично-дорожной сети в составе 73 улиц Казани взялось ООО «Стройхимсервис». Всего же в рамках подготовки к Универсиаде компания получила подряды на три с лишним десятка дорожных объектов на сумму почти 2 млрд руб. А позже пополнила свой портфель госзаказов контрактами на реконструкцию нескольких участков Большого казанского кольца — на 531 млн руб.
Стоимость строительства одной казанской развязки эксперты оценивают от 1,5 млрд руб. до 2,5 млрд руб. Но две из них побили рекорды: развязка «пр. Победы – ул. Зорге» стоит 2,8 млрд руб., а объект в районе Ленинской дамбы - более 3 млрд руб. Строит последнюю ПСО «Казань», которому досталось строительство не только дорожной инфраструктуры (7 объектов), но и целого ряда спортивных сооружений: Академии тенниса, Центра гимнастики и центра гребных видов спорта на озере Средний Кабан, нескольких спортивных комплексов в Казани и комплекса стендовой стрельбы в 30 км от города. ПСО «Казань» же реализует и самые «громкие» подряды Универсиады – строительство футбольного стадиона на 45 тыс. мест «Казань Арена» и дворца водных видов спорта. Они примечательны тем, что будут использоваться еще в двух спортивных мероприятиях мирового масштаба – Чемпионате мира по футболу в 2018 г. и Чемпионате мира по водным видам спорта в 2015 г.
Кто-то возит, кто-то шьет
Малый и средний бизнес на Универсиаде сверхдоходов не получает, говорят эксперты. Но они не отрицают факта, что рынок разогрет, и дополнительной возможности для заработка у бизнеса появилось немало. Как заметил собеседник «ДК» МАКСИМ КЛЯГИН, аналитик УК «Финам Менеджмент», для малого и среднего бизнеса Универсиада будет хоть и сравнительно краткосрочным, но и весьма сильным драйвером роста продаж товаров и услуг.
«Мы, как каждое швейное предприятие, ищем любую возможность получить заказ, - рассказал генеральный директор ОАО «Адонис» РИНАТ ГАЛЕЕВ. - Решили поучаствовать в закупках для Универсиады не из каких-то патриотических побуждений и не потому что договор сулил какую-то баснословную прибыль. Просто на момент проведения тендера у нас как раз не было какого-либо крупного заказа. Бизнес не должен простаивать, поэтому, просчитав все свои возможности, решили посотрудничать с Универсиадой».
«Адонис» выиграл тендер на пошив судейской формы. Сумма заказа – свыше 20 млн руб. Пошить предстояло свыше 2 тыс. комплектов. Кроме пошива «Адонис», согласно контракту, должен работать «в поле» – например, оперативно подогнать форму под спортсмена.
Прежде чем подать заявку, специалисты фабрики сами разработали модель, всю технологию пошива. Это было одним из условий договора. Глава «Адониса» напоминает: «К слову, для бизнесменов, которые хотели бы поучаствовать в заказах для громких мероприятий в будущем: беря на себя обязательства, надо трезво оценивать свои силы - условиями договора предусмотрены серьезные штрафные санкции». Он вспоминает: были сложности с сырьем – в России тканей нужного уровня не выпускают, искали их за границей.
«Особо выгодным этот заказ не считаю, - говорит г-н Галеев. - Для нас он находится в привычных рамках: мы шьем форму для лесников, выполняли заказы для судебных приставов, кроме того, мы единственная в республике швейная фабрика, которая шьет школьную форму. К слову, это обстоятельство добавило забот: сейчас самый сезон, и нам приходится параллельно с заказом Универсиады готовиться к началу учебного года».
Кроме того МСБ не чуждо желание приобщиться к большому событию, чтобы получить репутационные выгоды от статуса поставщика или лицензиата. На это рассчитывает, например, компания «Такси Премьер». Как рассказал «ДК» заместитель директора компании АЛЬБЕРТ ХАСАНОВ, прежде всего для компании было важно позиционирование в качестве «официального перевозчика Универсиады» (подробнее читайте на стр. 24). Такие же возможности поспешили использовать еще два казанских таксопарка - «Белый Барс» и «Такси24».
Значок Универсиады – знак качества
Еще один из способов приобщиться к Универсиаде для бизнеса - приобретение лицензии на право использования символики Универсиады в собственной продукции. За участие в Универсиаде лицензиаты выплачивают фиксированную и процентную часть, которая может составить от 5 до 20% объема реализации продукции, пояснила аналитик «Инвесткафе» ДАРЬЯ ПИЧУГИНА. Она полагает, что для компаний-партнеров решающими аргументами являются стоимость лицензии и увеличение объема продаж за счет ее использования. По сведениям аналитика, лицензированием в рамках Универсиады, главным образом, воспользовались производители одежды и спортивных товаров, а также сувенирной продукции.
Первым официальным оператором розничных продаж лицензионной продукции Универсиады-2013 стала компания «ХороShow» - сеть магазинов по продаже салютов, фейерверков и товаров для праздника. В преддверие Универсиады «ХороShow» взялась продавать продукцию с официальной маркировкой Игр: сувениры, одежду, часы и т. д.
Как рассказал корреспонденту «ДК» директор компании РАСУЛ САДРИЕВ, проект потребовал больших финансовых вложений: объем инвестиций - свыше 30 млн руб., собственные и заемные средства. «Рассчитывали получить деньги в перспективе, через 3-4 года, но скоро поняли, что уже сейчас можно зарабатывать», - говорит предприниматель. Расходы полностью окупаются, считает он, причем не столько финансово – выгода намного больше: «Конкуренты теперь не смогут раскачать рынок, т. к. мы уже пришли и закрепились, имеем хорошо развитую сеть».
У других лицензиатов Универсиады-2013 - свои аргументы, с которыми они собираются занять нишу в подготовке Игр. «Наше предприятие производит чак-чак - продукт, который ценится жителями Казани и гостями города как аутентичный сувенир, - подчеркивает в беседе с корреспондентом «ДК» БУЛАТ КУТДУСОВ, генеральный директор ОАО «БКК». - Во-первых, он имеет глубокие корни в истории татарской кулинарии, а во-вторых, сделан именно в Татарстане, а не за тысячи километров отсюда, как магниты, брелоки и футболки». Кроме того, специалисты предприятия проделали серьезную работу и в других направлениях: например, создали интересный ассортимент хлебов для деревни Универсиады, оценить который смогут спортсмены со всего мира.
Руководитель булочно-кондитерского предприятия надеется, что маркировка продукции знаком Универсиады позволит многократно увеличить продажи: ритейлеры сейчас проявляют особый интерес к продукции с символикой Универсиады, поэтому на полку супермаркета такие продукты попадают быстрее.
В целом БКК доволен сотрудничеством. Что можно и нужно корректировать - лучше будет видно после того, как пройдет само событие, уточняет глава предприятия. «Именно тогда мы увидим, как на самом деле изменяется спрос, каков реальный наплыв гостей и какова их покупательная способность, - уточняет г-н Кутдусов. - Это поможет БКК лучше сориентироваться при участии в лицензионных программах спортивных мероприятий 2015 и 2018 гг.».
Универсиада как тренировка: «Главное – опыт»
Те компании, которые в отношения с Дирекцией Универсиады не вступили, считают: наплыв туристов во время Игр – не гарантия финансового успеха. Парадоксально, но в некоторых сегментах рынка ситуация ровно противоположная. ЛИЛИЯ АРТАМОНОВА, генеральный директор казанского ресторана «Перекресток джаза», рассказала, что Универсиада от «независимых» предпринимателей потребовала дополнительных вложений по всем направлениям. «Коммерчески проведение в городе Универсиады для нас невыгодно однозначно. Это и дополнительные медобследования персонала, и обучение языку, и закупка оборудования, пошив новой формы. Все это очень большие затраты». Однако с самого начала было понятно, что большой финансовой выгоды Универсиада не принесет. «Изначально был настрой получить опыт в обслуживании такого глобального международного события. Просто Универсиада – это одно общее дело, все мы в одной упряжке», - заключает г-жа Артамонова.
Косвенно подтверждает слова эксперта и глава Исполнительной дирекции XXVII Всемирных студенческих игр. «Именно Универсиада — первый спортивный форум, сопоставимый по масштабам с Олимпийскими играми, которые наша страна принимает впервые после 1980 г., - рассказывал год назад в своем интервью «ДК» Владимир Леонов. - Люди, принимающие участие в ее подготовке, получают колоссальный опыт, и он просто не может быть не востребован в свете грядущих спортивных событий в нашей стране».
Часть федеральных аналитиков, однако, подчеркивает: организаторы события не могут показать потенциальным партнерам бизнес-потенциал Игр. «Понятно, что Универсиада как одно из крупнейших спортивных событий в мире – уникальная возможность для бизнеса. Вопрос в том, будет ли реализован маркетинговый потенциал организаторами события. Когда мы говорим, например, об Олимпиаде или Чемпионате Мира по Футболу, мы знаем, что матчи ждет sold out, а за право поставить рекламный ролик в трансляцию, будь такая возможность, можно было бы устроить аукцион, - говорит Игорь Явлеев. -Универсиада же, тем более в России, - событие, маркетинговый эффект от которого тяжело экстраполировать – у нас нет подобного опыта». Между тем, по мнению г-на Явленина, в первую очередь эта информация должна интересовать главного спонсора Универсиады – Казань (и государство в ее лице).
У Казани впереди – два чемпионата мира: по водным видам спорта в 2015 г. и по футболу в 2018 г. Собеседники «ДК» с воодушевлением ждут возможности участвовать в этих мероприятиях, имея за спиной опыт Универсиады. «Нам, безусловно, хотелось бы поучаствовать в партнерской программе. Уровень этого мероприятия гораздо выше, и мы готовы доказать свой собственный уровень работы именно на Универсиаде-2013», - сказал замдиректора «Такси Премьер» Альберт Хасанов.
Директор компании «ХороShow» Расул Садриев признался: «Универсиада для нас – это только начало. Мы уже разработали и просчитали проекты на предстоящий Казани в 2015 г. чемпионат мира по водным видам спорта. К «водному» чемпионату планируем, кроме сувениров, заняться еще и распространением билетов. Мы сможем продать до 10 тыс. билетов. В декабре планируем дарить билет к каждому купленному в нашей сети салюту».
Говоря о потенциальных партнерах ЧМ-2018, аналитик «Инвесткафе» Дарья Пичугина прогнозирует: их будет гораздо больше, чем при проведении Универсиады, ведь они будут представлять свою продукцию в разных городах России на протяжении всего чемпионата. Кроме этого, целевая аудитория любителей футбола гораздо шире и обладает большим платежеспособным спросом. А аналитик Максим Клягин говорит, что Казань еще обладает большим ресурсом, в частности он советует обратить внимание на рынок гостиничных услуг. «Номерной фонд Казани, по официальным данным, составляет сейчас около 4,5 тыс. номеров - менее 3 номеров на 1000 жителей, что значительно ниже, чем в крупных западных мегаполисах. Полагаю, потенциал этого рынка остается довольно существенным», - прогнозирует г-н Клягин.
Между тем, в городской администрации пока о предстоящих чемпионатах мира даже не задумываются. Тем более о том, как на них можно будет заработать бизнесу. «Нам бы с Универсиадой разобраться!» - резюмировал пресс-секретарь мэра Казани СЕРГЕЙ ЛОБОВ.
Проморолик Деревни и спортивных объектов Универсиады-2013. Видео: Uni TV
Читайте также о бизнесах, которые заработали на Универсиаде
Рустам Хуснияров, Такси Премьер: Попал в кампанию Универсиады