Венера Сорокина, агентство «Сорокины и Партнеры»: Защитник талисмана Универсиады
Интеллектуальную собственность Универсиады защищает агентство «Сорокины и Партнеры». Под защитой компании 11 объектов интеллектуальной собственности, но нарушители «покушаются» на 3 символа.
Для самих юристов контракт с Дирекцией - это в первую очередь не выгодный контракт, а возможность вписать опыт в историю компании. «Сорокины и Партнеры» заключило договор с АНО «Исполнительная дирекция «Казань 2013» в сентябре 2012 г., но массовыми нарушения стали лишь с начала 2013 г., говорит управляющий партнер агентства Венера Сорокина.
Дирекция защитилась впрок
В настоящее время, Ю.А. «Сорокины и Партнеры» проводит мониторинг, претензионную работу, направляет письма нарушителям. В первую очередь это защита правообладателя - Дирекции Универсиады, и как следствие – лицензиатов, партнеров и спонсоров, которые заплатили за право использовать в рекламных кампаниях символы и талисманы Универсиады.
- Вы заключили договор на юридическое сопровождение с Дирекцией в прошлом году. Ранее не было необходимости защищать интеллектуальную собственность Игр?
- И раньше была. Практика показывает, что необходимость защиты бренда часто возникает с момента регистрации товарного знака. Этот вопрос рано или поздно встает перед любой развивающейся компанией. Другое дело, что защита товарного знака - это не просто его регистрация, а целый комплекс услуг, включающий в себя не только защиту прав на товарные знаки в суде, полиции или в антимонопольном органе. Защита начинается с мониторинга нарушений и претензионной работы, так как для владельцев товарных знаков часто важнее не взыскать компесанию или ущерб, а как можно быстрее пресечь нарушение. Это затратно. Поэтому нужно верно определить тот этап в развитии компании, когда эти затраты для защиты своей интеллектуальной собственности нужно нести. Что касается Дирекции Универсиады, то необходимость в этой работе возникла с момента регистрации товарных знаков. Ведь такие события как Универсиада – естественным образом привлекают к себе внимание. Нарушений было гораздо меньше, чем сейчас. С мая их число выросло в разы.
- Какие объекты интеллектуальной собственности сегодня под защитой вашей компании?
- Всего это 11 объектов: логотипы, фирменный знак, талисман, эмблема, слоган и др. Чаще всего нарушения касаются незаконного использования трех знаков, самых узнаваемых.
- Мы тоже получили предупреждение за размещение логотипа Универсиады как иллюстрации к материалу, а еще за статью, где в одном абзаце были упомянуты названия компаний -официальных поставщиков и поставщиков без приставки «официальный». Значит, что под вашу защиту попадает не только графическое начертание символов, но и статус партнеров и лицензиатов?
- Да, защита интересов Дирекции опосредованно направлена на защиту интересов и статусов компаний, которые подписали договор с нашим клиентом – Дирекцией Игр. Могу привести аналогичный вашему пример. Компания использовала в рекламной кампании фразу «генеральный партнер программы «Навстречу Универсиаде». Представители компании считали, что нарушения нет, поскольку речь идет о партнерстве не Универсиады, а программы. Но само словосочетание с использованием слов «партнер» и «Универсиада» создает у потребителей ложное представление о причастности к Играм, что недопустимо. Похожая ситуация была в другом городе, где администрация разослала СМИ предложение стать официальным информационным партнером по освещению Эстафеты Универсиады. Хотя у Игр есть официальные партнеры - СМИ.
- Если бы это дело дошло до суда, оно было бы для Дирекции выигрышным?
- Без фонетической экспертизы здесь не обойтись. В таких случаях специалисты - лингвисты должны решать, будет ли создана ассоциация о причастности компании к Универсиаде. Но по опыту могу сказать, что такая ассоциация создается, и экспертиза бы подтвердила правоту нашего клиента.
Бизнес распробовал Универсиаду
Первыми из бизнеса пользу от размещения логотипа Универсиады на своих продуктах и рекламных материалах увидели туристические компании. Но, теперь уже многие компании пытаются заявить о своей причастности к Универсиаде. Так, например строители, упоминают, что имеют опыт возведения объектов соревнований для Универсиады. Бизнес увидел смысл.
- Какие компании чаще всего оказываются в нарушителях?
- Это компании, для которых есть очевидная польза в использовании «примет» Универсиады. В основном незаконно товарный знак используют компании, оказывающие услуги: транспортные компании, турагентства, общепит и агентства недвижимости. А география нарушений широкая. Были обнаружены факты незаконного использования логотипов в Уфе, Владимире, Санкт-Петербурге, Москве. Одними из первых, еще с сентября, начали незаконно использовать торговый знак Универсиады турагентства. Они пишут на сайте статью про Универсиаду, размещают на странице логотип и предлагают тур по Казани. По одному злостному нарушителю Дирекция намерена обратиться в ФАС. Но часто все же злого умысла у компаний нет, поэтому многие нарушения устраняются сразу после нашего обращения. Так, администрация одного из районов города Казани рекомендовала одному кафе «прикрыть» фасад на время Игр. Чем? Ну хотя бы плакатом с символикой Универсиады. Владелец кафе не видя проблемы размещает этот плакат. Привлечь новых клиентов таким образом вряд ли удастся, потому что кафе расположено не на туристическом маршруте!
- Бизнес реально видит смысл в том, чтобы разместить «тюльпан» и увеличить тем самым продажи?
- Да, это так. Теперь уже и строительные компании сообщают о том, что они строили объекты Универсиады. Видимо, они видят в этом коммерческий смысл и сообщают, что их работа имеет определенный знак качества.
- Можно ли оценить тот ущерб, который нарушители нанесли лицензиатам и партнерам?
- Это делают профессиональные оценщики, и это очень сложное дело, особенно, если нарушены права не производственной компании, а продающей услуги, например. Не зря в гражданском кодексе предусмотрена компенсация потерпевшей компании, которая может запросить с нарушителя до 5 млн руб. Это дает возможность избежать затяжных судебных процессов, связанных с определением ущерба причиненного пострадавшей компании.
- Вы сами для своей компании считаете сотрудничество с Дирекцией выгодным?
- Мы не раскрываем сумму контракта, но могу отметить, что это для нас не самый большой договор. Мы расцениваем это сотрудничество как крупное в плане опыта. Для нас важна причастность к Универсиаде, мы с удовольствием запишем факт сотрудничества в историю нашей компании.
- Когда истекает срок вашего договора с Дирекцией?
- В июле, после Универсиады. Если будет необходимость продолжать работу по устранению нарушений, возможно, наш договор будет продлен и в любом случае будет завершена работа по представлению интересов Дирекции в суде, если до него дойдет в случае какого-либо нарушения.
- Но ведь «срок годности» товарных знаков может быть большой, соответственно и необходимость их защищать, наверное, есть и далее.
- Да, конечно. Интерес к Универсиаде и соответственно к ее символам может иметь тем большую инерцию, чем больше будет победителей россиян, например. Либо Игры попадут в историю как самые массовые. В таком случае компании еще долго смогут использовать «приметы» Универсиады, чтобы привлечь внимание к своему бизнесу.
Как бизнес еще заработал на Универсиаде
Игры и бизнес: кто заработал на Универсиаде
Рустам Хуснияров, Такси Премьер: Попал в кампанию Универсиады